Когда производители решат проблему выработки электроэнергии, необходимой для приведения машины в движение, все остальные проблемы будет разрешить достаточно легко. Сегодня электромобили удерживают свой сектор рынка достаточно хорошо. Конечно они не предназначены для длительных поездок, но в поездках на работу и при повседневном использовании, когда вы привыкнете к тому, что под капотом пет двигателя и что не надо останавливаться на заправках, разве что для того, чтобы воспользоваться туалетом или залатать специальную шину с низким сопротивлением качению, они ничем не отличаются от своих бензиновых собратьев.
Под капотом находятся мощный электромотор, вся необходимая проводка и трубопроводы, а также все оборудование для обогреву и кондиционирования воздуха, гидроусилитель тормоза и гидроусилитель руля. Вы даже найдете обычную 12-вольтовый аккумулятор, обеспечивающий энергию для пуска двигателя, работу часов, замков и других электронных приборов при выключенной силовой установке.
Внутри электромобиль выглядит так же. как любой другой автомобиль. (Все машины, кроме машины EV-1, изначально были машинами с двигателями внутреннего сгорания, а затем переделаны в электромобили.) Основное отличие — в панели приборов. Вместо указателя уровня топлива у электромобилей цифровое табло, показывающее разряд батареи и насколько экономично (или неэкономично) вы едете. А в автомобилях с рекуперативной тормозной системой есть прибор или табло, указывающие, сколько энергии генерируется и рекуперируется. (В рекуперативной тормозной системе для восполнения запасов электричества, затрачиваемого мри разгоне, используется энергия торможения.) У некоторых машин есть табло, приблизительно подсчитывающее расстояние, которое машина проедет на оставшемся заряде.
В таких машинах, как Nian Altra EV, еще есть цифровой тахометр, который показывает обороты электромотора. А вращается он намного быстрее коленчатого вала бензиновой машины! Становится не по себе, если едешь но шоссе со скоростью 120 кмч и видишь на тахометре, что электромотор делает 16 тысяч оборотов в минуту!
Еще одна забавная диковинка — наблюдать, как парии на автомойке пытаются понять, почему ничего не происходит при повороте ключа. Иногда включается маленький вентилятор и загорается лампочка "On" или “Ready" на панели приборов. И все. Никакого рева, никакого шума. Можно давить на акселератор сколько угодно - никакого действия. Электромотор не включится, пока вы не включите коробку передач.
Включая коробку передач, вы посылаете сигнал контроллеру мотора, который подает напряжение на мотор и зависимости от силы, прилагаемой вами к акселератору (он на вид и на ощупь такой же. как педаль газа). Чем выше напряжение, тем быстрее крутится мотор. Энергия передается на ведущую ось через последовательность шестерен, так же как передается энергия вращающегося коленчатого вала в обычной машине. (Если вы забыли, как это происходит, главу 4 “Раскрываем тайны вашей машины".) Разница в том. что электромотор все время выдает максимальный крутящий момент, а в коробке передач всего одна скорость. Для повышения эффективности мотора нет нужды переключаться на высшие и низшие передачи.
Нужно просто сесть, повернуть ключ, включить переднюю или заднюю передачу и поехать. Возможно, вы увидите облако пыли — это зависит от места, где вы остановились, но вы не увидите дыма и не услышите звука выхлопных газов. Только подвывание разгоняющегося электромотора.
Прежде чем бензиновый двигатель внутреннего сгорания попадет в музеи и к коллекционерам классических машин, нужно решить много проблем. Но индустрия и правительства многих стран тратят миллиарды долларов на разработку функциональных электромобилей и гибридных автомобилей для личного использования. Машина будущего — это вопрос времени. Однако к тому времени, как вы прочтете эту книгу, она уже может быть в пути !
|