В часы пик можно услышать реплику в адрес городского автобуса: «автобус — не резиновый». Конструкторы стараются «растянуть» его. Один из способов — накопительная площадка, трехрядная планировка, оставляющая широкий проход в середине. Все это делается в пределах международного стандарта на общие габариты машины: ширина автобуса, например, не может превышать 2,5 м.
Чем выше общая комфортабельность автобуса, тем лучше условия и для водителя, не только для пассажиров. На дальних рейсах в автобусах есть и кондиционер, и холодильник, рукомойник, гардероб, туалет, телевизор. Большие окна улучшают обзор.
А в салонах таких автобусов комфорт явно авиационного происхождения: как и в салоне самолета, здесь мягкие кресла с откидными спинками и подголовниками, ремни безопасности на сиденьях, радиоточки и освещение возле каждого кресла. Все это делает менее хлопотной и работу водителя. Повышают комфорт и шины.
На территории СССР ездило много и коротких автобусных маршрутов — это линии местного сообщения, пронизывающие всю «глубинку», связывающие самые дальние поселки с районным центром. Чаще всего это автобусы производства Курганского и Павловского заводов.
Даже поверхностного сравнения достаточно, чтобы понять дистанцию, которая отделяет по специфике и условиям труд водителя междугородного туристского автобуса, пробегающего с большой скоростью огромные расстояния по современной автостраде, труд водителя городской маршрутки, совершающей непрерывное движение по одному и тому же маршруту в толчее большого города с остановками по требованию пассажира, и тру водителя автобуса местного сообщения.
Двухэтажные (или двухъярусные) автобусы в нашей стране не прижились. Были попытки построить такой автобус на Ярославском заводе, но применение его оказалось нерациональным: неповоротливость, неудобство посадки во второй этаж неустойчивость на хорошей скорости — все это заставило отказаться от проекта.
Водитель отвечает за жизнь пассажиров в своей машине. Он должен быть внимательным при открывании и закрывании дверей, при подъезде к остановкам. А эксплуатация сочлененных машин требует специальной, дополнительной подготовки.
|