Административный регламент. Как изменится жизнь автомобилистов?
С 1 сентября вступили в силу новые правила, регулирующие взаимоотношения инспектора ДПС и автомобилистов, - Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
Многим становится интересно, в какую сторону изменится итак непростая жизнь водителей, стонет ли легче или, напротив, у инспекторов ДПС появятся дополнительные возможности по привлечению водителей к ответственности за нарушения Правил дорожного движения?
Проводя анализ вновь принятого Административного регламента, хочется заметить, что водителю легче не станет.
Административный регламент, по сути, представляет собой обобщенный свод норм различных отраслей права, позволяющих должностным лицам системы МВД осуществлять государственные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, не прибегая к другим нормативно-правовым актам. Административный регламент тем самым облегчает работу сотрудников по правовому обоснованию своих действий.
Одним из положительных моментов для водителей являются положения пункта 137.5 Административного регламента, согласно которому в случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства. Данное обстоятельство несомненно оправданно и позволяет восстановить временно ограниченное право граждан на свободу передвижения. Тем самым повышается и ответственность инспектора ДПС в принятии решения о направлении водителя на медицинское освидетельствование.
Также является положительным момент, регламентирующий действия инспектора в применении такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства. Так в случае задержания транспортного средства вне населенного пункта сотрудником ДПС лицу, управлявшему задержанным транспортным средством должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего населенного пункта. Все со мной согласятся, что неприятно оказаться на заснеженной загородной трассе в ужасный мороз. А если вы еще с семьей...(комментарии излишни).
Нелюбимая инспекторами видео и фото фиксация общения инспектора и водителя нашла свое отражение и в Административном регламенте. В регламенте четко прописано, что водитель может вести аудиозапись и видеосъемку разговора с инспектором. Аналогично и инспектор имеет право производить запись. Ранее попытка записать разговор с инспектором на диктофон или видео нередко вызывала агрессию с его стороны.
Отрицательным моментом для водителей стало официальное разрешение на осуществление контроля за дорожным движением с использованием естественных и искусственных укрытий. Это означает, что инспекторов ДПС теперь не будут наказывать за то, что они при контроле за безопасностью дорожного движения прячутся в кустах. Вспоминается сразу недавнее (август 2009г., до введения в действие Административного регламента) выступление по областному телевидению заместителя начальника ГУВД по Свердловской области по кадровой работе генерала Бердникова, осуждавшему данный метод контроля и говорившему о жестком пресечении подобных действий руководством ГУВД. Из чего прослеживается недальновидность руководства ГУВД либо публичная показательность соблюдения законности.
Еще одно важное новшество - в документе четко прописаны правила проведения осмотра и досмотра, причем даны определения этим процедурам. Осмотр - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, причем при осмотре никаких протоколов не составляется. Однако если водитель отказался, то ему грозит строгий досмотр в присутствии двух понятых с оформлением протокола.
В Административном регламенте особо подчеркивается, что отношения инспектора и участников дорожного движения "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". Однако никаких временных рамок в регламенте нет, только указано, что все процедуры должны проходить как можно быстрее.
По требованию водителя инспектор ДПС должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица. Кстати эту же информацию можно получить, взглянув на борт служебного автомобиля инспектора. Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста ДПС, салоне патрульного автомобиля.
И напоследок хочется сказать, что путь к правовому государству, а значит торжеству справедливости, а не субъективного мнения лежит в активной позиции общества, в отстаивании своих законных интересов и прав.
Желаю всем ровных дорог и только приятных встреч.
С Уважением Юрий Хорьков
Ведущий специалист Центра правовой помощи автомобилистам "Лад".