Начиная с 2007 года, американские и европейские автомобильные компании начали выпускать дизельные двигатели, которые по сложности электронных систем управления значительно превышают бензиновые. Создание таких двигателей и начало их массового выпуска для грузового и легкового транспорта было вызвано принятием очень строгих стандартов по токсичности Евро-4 и Евро-5. Согласно новым стандартам концентрация выбросов окислов азота и частиц сажи дизелями должна быть снижена в несколько раз.
Для удовлетворения требований по токсичности в двигателях вводятся следующие системы:
- двойная рециркуляция выхлопных газов;
- катализатор восстановления азота;
- катализатор окисления топлива;
- фильтр частиц (сажа и пепел).
Теперь конструкция системы выхлопа дизельного двигателя стала значительно сложнее, чем у бензинового.
Работа такой системы связана с большими трудностями в обеспечении состава выхлопных газов, которые не должны нарушать ее работоспособность. Если дизельный фильтр частиц сажи DPF, который устанавливается на современных дизелях эксплуатировать на масле c достаточно высоким щелочным числом (больше 11 мг KOH/г) и высокой зольностью, как следствие, нарушается пропускная способность системы выхлопа. Фильтр частиц сажи DPF является ячеистым элементом, изготовленным из керамики. Повышенная концентрация золы и полуводного гипса забивает ячейки фильтра, а повышенная концентрация фосфора разрушает активный напыленный слой платины и палладия, в результате чего автомобиль становится неработоспособным. Интересно, что если катализаторы и фильтры удалить из системы выхлопа, то двигатель вообще работать не будет, так как электронная система управления не будет получать адекватные сигналы по составу смеси. Для решения проблемы зольности масла, в новой категории качества были внесены серьезные изменения. В данной статье мы расскажем о том, насколько важно для новых двигателей использование таких масел. Так, в базовом масле должна быть низкая концентрация серы, которую при производстве можно получить путем гидрокрекинга или синтеза масла. Масла, изготовленные методом селективной очистки, не могут обеспечить требования высокого стандарта. Сера, находящаяся в базовых маслах I группы не позволяет их использовать в маслах категории API CJ-4. Главная особенность новых масел – это низкая концентрация моющих (щелочных) присадок и их малая зольность. В данном случае первичным было требование по зольности, которое обуславливается новыми требованиями по токсичности дизельных двигателей и установкой на автомобили фильтров.
Максимальные предельные параметры для масел CJ-4 следующие:
- менее 1,0% – зола;
- менее 0,12% – фосфор;
- менее 0,4% – сера.
На первый взгляд, кажется, что есть сложность в применении масел с низкой зольностью. Ведь низкая зольность – это следствие низкого щелочного числа, а низкое ОЩЧ у многих эксплуатационников связывается с низким качеством. На самом деле, применение в составе масла малозольных моющих присадок, а также снижение ОЩЧ, позволяет увеличить ресурс двигателя за счет снижения абразивного износа и увеличить ресурс масла на малосернистом топливе. Компания Petro-Canada в очередной раз подтвердила свои лидирующие позиции в отношении разработки и производства современных и перспективных смазочных материалов – было создано и лицензировано новое поколение дизельных масел марки DURON Е для абсолютно новой сферы применения. Новая линия масел, включающая в себя масла Duron E SAE 15W-40, Duron E XL Synthetic Bland SAE 15W-40, Duron E Synthetic SAE 10W-40, состоит из полностью синтетического, частично синтетического или полусинтетического масла и отвечает требованиям недавно принятой международной категории качества API CJ-4. Компания Petro-Canada в числе первых получила лицензию API в конце 2006 года. Многие известные нефтяные компании не получат такой лицензии. Свойства данной категории качества являются существенным улучшением предыдущих категорий. Важно, что масло отлично совместимо с топливами относительно высоких и низких концентраций серы. В связи с полным прохождением процедуры сертификации, масло доступно для потребителей компании Petro-Сanada во всем мире.
Масло компании Petro-Canada Duron E SAE 15W-40 имеет следующие параметры:
- зола – 0,9%;
- фосфор – 0,1%;
- сера – 0,1%;
- ОЩЧ – 9,5 мг KOH/г;
- концентраций серы базового масла – менее 100 ppm.
Несмотря на целесообразность применения масла категории API CJ-4 в более старых двигателях, масла предыдущих категорий качества АPI CH-4 ни в коем случае не будут использоваться в двигателях, изготовленных после 2007 года. CJ-4 является самой дорогой и самой всесторонней спецификацией в истории масел для тяжелых дизелей. Химическая формула CJ-4 выведена таким образом, чтобы масла данной категории были применимы в двигателях требующих прежние уровни качества CI-4 и других. Наиболее эффективно применение масел категории API CJ-4 в двигателях, работающих на топливах с низким содержанием серы. Начиная с 2007 года в Европе такое топливо доступно для всех потребителей. Украинские нефтеперерабатывающие компании выражают готовность выпускать дизельное топливо, которое содержит концентрацию серы 15 ppm (0,0015%), однако на практике украинское топливо, как и американское, все еще далеко от европейских стандартов. В случае с двигателями, работающими на высокосернистом топливе, эффективнее применять масла со свойствами нейтрализации серы. Здесь более уместно использование масла Petro-Canada Duron E, чем европейских продуктов категории API CJ-4, рассчитанных на топливо с низким содержанием серы.
Петроил груп
(067) 432-40-50
Средние показатели применения масла Duron E в 2009 г.: