Очень часто в разговоре о пассивной безопасности автомобиля оперируют понятием "А ежели попроще, то это — испытания на разрушение". Задача таких испытаний измерение деформации кузова при различных видах столкновений и, естественно, оценка степени риска для водителя и пассажиров. Но это, как говорится, предельный случай. Статистика же свидетельствует, что в общем объеме аварий весьма велика доля столкновений со сравнительно невысокими скоростями: при парковках, стесненном маневрировании, в условиях интенсивного городского движения.
Специально для защиты кузова автомобиля именно при таких столкновениях в свое время были разработаны гидравлические демпфирующие устройства, которые монтировались между бамперами и соответствующей несущей частью кузова. Сегодня мы расскажем о новой отечественной разработке - гидробуфере производства тульской научно-производственной компании Авто-Реверс.
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ГИДРОБУФЕРА
В полный голос об автомобильных гидравлических буферах заговорили в середине семидесятых годов, когда были опубликованы и проанализированы данные масштабного статистического исследования аварийности на дорогах. Выяснилось, что в условиях густонаселенных городов мелкие столкновения занимают первое место в общем количестве автопроисшествий.
Защиту от повреждения кузова придумали быстро: передние и задние бамперы крепились к кузову не жестко, как прежде, а через специальные гидроцилиндры, выступая вперед ровно на величину хода штока. В основе конструкции — известный принцип гидравлического энергопоглощения.
В начале восьмидесятых годов автомобили с энергопоглощающими бамперами занимали ведущее место в производственной программе шведского концерна Volvo:модель Volvo-240, укомплектованная гидробуферами, долгое время признавалась самым безопасным европейским автомобилем. Немалое внимание этой проблеме уделяли и другие производители, в частности BMW и Fiat.
Что касается нашей страны, то первым автомобилем, «примерившим» на себя новое устройство, оказался ВАЗ-2106: специальная комплектация этой машины была предназначена для европейского рынка. Попадались экспортные «шестерки» и на внутреннем рынке — машину можно было узнать по характерным, выступающим вперед бамперам а'ля ВАЗ- 2105. Отечественного гидробуфера тогда не было, и поэтому тольяттинские Лады оснащались устройствами зарубежного производства.
В 1993 году научно-производственной компанией Авто-Реверс из Тулы были начаты работы по созданию отечественной конструкции гидравлического буфера для автомобилей ВАЗ. Посовещавшись со специалистами из технической дирекции АвтоВАЗа, в'качестве «манекена» выбрали Ниву, вернее все новое семейство тольят- тинских внедорожников. Логика проста: у Лады-Нивы дела на внешнем рынке идут не так плохо, а новое устройство должно приподнять планку потребительских свойств машины. И еще' один аргумент. В последнее время в ряде европейских стран страховыми компаниями вводится система скидок на продажу автомобилей, укомплектованных дополнительными средствами, повышающими уровень пассивной безопасности.
Разработка конструкции гидробуфера велась по техническим требованиям самого серьезного На сегодняшний день документа — стандарта S-215 Бамперы, который принят в Канаде. Испытания на соответствие этому стандарту очень серьезны: методика подразумевает не только фронтальные, но и несимметричные удары равновесным с автомобилем маятником в различные точки переднего и заднего бампера со скоростью 8 км/ч, косые удары, а еще наезд автомобиля на бетонную преграду на скоростью 8 км/ч.
ГИДРОБУФЕР РАБОТЕ
В принципе, гидробуфер бампера мало чем отличается от хорошо знакомого всем автолюбителям гидравлического амортизатора: кинетическая энергия удара здесь рассеивается за счет дросселирования рабочей жидкости через специальные регулируемые каналы. Отличия — в условиях работы: при ударе в бампер нагрузка на рабочий шток гидробуфера нарастает очень быстро, и потому, дабы обеспечить максимальное энергопоглощение, гидробуфер должен очень быстро выходить на рабочий режим, счет здесь идет на доли секунды.
В тех устройствах, которыми в восьмидесятых годах комплектовались зарубежные автомобили, усилие торможения нарастало до рабочего уровня сравнительномедленно, приблизительно за 10 миллисекунд. С точки зрения работоспособности выражается это так: гидробуфер, применяемый на автомобилях BMW, обеспечивает сохранность кузова и светотехники при фронтальном столкновении с жесткой преградой на скорости до 15 км/ч, Volvo — до 18 км/ч. А вот для Нивы с тульскими гидробуферами этот порог составляет 19 км/ч. Секрет кроется в необычном техническом решении, на которое НПК Авто-Реверс получило соответствующий патент. Эффективность энергопоглощения отечественной разработки на 20—25 % превышает соответствующие показатели зарубежных аналогов.
Естественный вопрос: «А что же произойдет, если сила удара окажется запредельной?» Большинство гидробуферов прежних конструкций в такой ситуации выходили из строя, проще говоря — ломались. Специально для защиты своей конструкции от перегрузок конструкторы из Тулы оснастили гидробуфер двумя предохранительными элементами, которые при необходимости заменяются на новые. Испытания показали, что после фронтального столкновения автомобиля ВАЗ-21219 с бетонной преградой на скорости 52 км/ч, работоспособность гидробуферов можно полностью восстановить.
Что же касается «рабочих» скоростей, то при испытаниях в Тольятти Нивы бились «лбом» об стену более 20 раз без нарушения работоспособности демпфирующих элементов.
Практически сразу на информацию об отечественной разработке откликнулись производители спецтехники для нужд патрульной службы ГАИ и изготовители бронеавтомобилей: из-за повышенной жесткости «сейфов на колесах» даже при незначительных столкновениях на экипаж броневика действуют запредельные перегрузки.
Сейчас фирма Авто-Реверс подготовила производственные мощности для серийного выпуска своей продукции. Наиболее ответственные комплектующие поставляются с заводов тульской «оборонки». Уже сейчас подписано соглашение с системой АвтоВАЗтехобслуживание о поставке гидробуферов на сервисные станции для их реализации и предпродажной установке на автомобили.
Очень важный потребительский параметр тульского гидро буфера — простота установки. Крепление полностью унифицировано с заводским, так что в гаражных условиях установить гидробуфер на Ниву сможет любой «чайник». Вес новинки тоже невелик — менее 2,5 кг.
Теперь о перспективах. В ближайшем будущем закончатся работы по адаптации конструкции к другим вазов- ским машинам, в частности к семейству ВАЗ-2104, 05, 07. А серийный выпуск должен начаться к концу лета этого года.
|