Раллийный сезон 2012 года завершен. Последний из этапов прошел на испанской земле и стал отличным финалом этого первенства. Испанское ралли ознаменовало не только окончание сезона, но и конец эпохи Леба в WRC. В прошлое уходят и заводские команды Ford и MINI. Но окончание чего-то старого непременно означает начало чего-то нового. А значит, следующий сезон вновь не даст нам скучать.
В свободных заездах в четверг лучшее время показал Петтер Солберг. Следом за ним расположились Себастьян Лёб и Тьерри Невилль. Но уже во время квалификации француз напомнил, кто является девятикратным и действующим чемпионом мира, заняв первое место. Вторая позиция весьма неожиданно отошла к Евгению Новикову. Напарник Леба, Микко Хирвонен, стал третьим. Когда же дело дошло до определения стартовых позиций, то картина стала прямо противоположной. Себастьян Лёб выбрал последнюю, 14 позицию. Перед ним расположились Евгений Новиков и Микко Хирвонен. Первым в гонку ушел Крис Аткинсон на Mini.
Поначалу все было вполне буднично, но к концу первого спецучастка пошел дождь, что немало осложнило жизнь участникам. Многие не избежали ошибок, однако обошлось без серьезных последствий. Те же условия сопровождали и прохождение второго СУ. Яри-Матти Латвала и Себастьян Леб из-за ошибок и осторожности потеряли немало времени. Петер Солберг и вовсе выбыл из борьбы. В лидеры вышли Отт Тянак и Мадс Остберг. Они сохраняли за собой первенство на протяжении всей первой секции, лишь поменявшись местами. Третью позицию занимал Микко Хирвонен.
После обеда дорожное полотно оставалось в таком же плачевном состоянии, как и с утра. И поэтому по ходу допов можно было наблюдать как резкие взлеты, так и стремительные падения. Например, Евгений Новиков, выигравший четвертый спецучасток, уже на следующем допе вылетел с трассы и оформил сход. В результате всей этой неразберихи второе и третье места заняли Себастьян Лёб и Яри-Матти Латвала. Лидерство же по-прежнему удерживал Мадс Остберг. Однако сам норвежец в своих комментариях заявил, что не собирается бороться с Лебом и его главная задача – удержать позади идущего на третьем месте Латвалу.
Во второй день соревнований гонщиков ждали асфальтовые спецучастки. И здесь в полной мере должен был проявить себя действующий чемпион мира – Себастьян Леб. Так и случилось. Француз выиграл два из трех спецучастков утренней секции. И вряд ли ему хватило бы этого, чтобы догнать лидировавшего в гонке Остберга, если бы последний не ошибся на 8-ом допе и не потерял около минуты и две позиции в зачете гонки. После этого Леб начал планомерно наращивать свой отрыв от Латвалы, идущего вторым. Мадса вновь беспокоил Citroen, на этот раз принадлежащий Микко Хирвонену. Второй пилот французской команды вплотную подобрался к гонщику Adapta.
В субботу после обеда главными действующими лицами были вовсе не лидеры. Первая тройка старалась не рисковать без крайней необходимости. Этим воспользовались Дани Сордо и Отт Тянак, которые и поделили победы на послеобеденной секции. Леб тем временем наращивал свой отрыв. Латвала не мог поддерживать его темп и лишь отставал. Однако гораздо более серьезные проблемы были у Мадса Остберга. Норвежец совсем потерял скорость и не только уступил третью позицию Микко Хирвонену, но и отдал четвертое место Отту Тянаку.
Последний день ралли Испании начался совсем спокойно. В расстановке сил не происходило практически никаких изменений. Себастьян Леб сбавил темп и лишь поддерживал отрыв от Яри-Матти Латвалы в районе 25 секунд. В минуте позади пары лидеров находился второй экипаж Citroen под управлением Микко Хирвонена. Единственным изменением позиций стал, пожалуй, обмен местами между Оттом Тянаком и Мадсом Остбергом. На этот раз эстонец допустил ошибку и был вынужден потерять около 20 секунд и четвертое место. Борьба постепенно переходила в тактическое русло.
Во время последней секции испанского этапа Чемпионата мира проблемы добили Отта Тянака. Совершив еще несколько ошибок, эстонец был вынужден сойти с дистанции. Яри-Матти Латвала, наоборот, прибавил и, помимо выигранного Power Stage, начал сокращать отставание от лидирующего Леба. Однако времени ему не хватило. И Себастьян одержал свою восьмую подряд победу на ралли Испании.
Новости
Арабский обмен
Конец сезона – время не только для перехода пилотов из команды в команду, но и для объявления контрактов с новыми партнерами. Так, команда Citroen обзавелась коммерческим партнером в лице Abu Dhabi Racing. Это событие произошло весьма неожиданно, ведь до последнего времени партнером французской команды был Катар, и даже ходили слухи, что часть коллектива может перейти во владение ближневосточных инвесторов. Однако после подписания соглашения с представителями эмирата Абу-Даби, Катар прекратил сотрудничество с Citroen.
Но катарские средства не останутся без дела. Согласно одному из вариантов развития событий, новым пристанищем Катара в WRC станет команда M-Sport, оставшаяся без поддержки компании Ford после ухода последней из Чемпионата. Заинтересованность в таком сценарии выразил и Нассер Аль-Аттия. Он планирует провести встречу с руководителем команды Ford Малкольмом Уилсоном для обсуждения этого проекта. Стоит заметить, что ранее именно эмират Абу-Даби был коммерческим партнером M-Sport.
Новая старая Британия
По словам руководителя гонки Эндрю Ко, ралли Великобритании в следующем году сильно преобразится. Этап должен стать лучшей гонкой сезона. По мнению Эндрю, главным аспектом предстоящих перемен станет возвращение к традиционным дате и маршруту. Ралли, скорее всего, станет тяжелей и зрелищней. Вполне возможно возвращение в расписание спецучастка Great Orme, проложенного по берегу мыса.
Отсчет пошел
Начиная с 2013 года, у Чемпионата мира по ралли сменится официальный хронометрист. Недавно Международная автомобильная федерация провела тендер, и общественности стала известна новая компания-преемник. На место Stage One Technology, которая занималась этой работой в течение последних 10 лет, придет Sistemas Integrales de Telecomunicacion. Эта фирма известна своим участием в автомобильных и велосипедных соревнованиях в Испании. Правда, смена хронометриста вызывает некоторое беспокойство как среди участников Чемпионата, так и среди его организаторов. Возможно, именно поэтому контракт был подписан всего на год.
Испания
1. Себастьян Лёб «Citroen Total»
2. Яри-Матти Латвала «Ford»
3. Микко Хирвонен «Citroen Total»
4. Мадс Остберг «Adapta»
5. Яркко Никара «Prodrive»
6. Крейг Брин «Craig Breen»
7. Крис Аткинсон «MINI Portugal»
8. Пер-Гуннар Андерссон «Proton Motorsport»
9. Даниэль Сордо «Prodrive»
10. Евгений Новиков «Evgeny Novikov»
Итоги чемпионата
1. Себастьян Лёб «Citroen Total» – 270
2. Микко Хирвонен «Citroen Total» – 213
3. Яри-Матти Латвала «Ford» – 154
4. Мадс Остберг «Adapta» – 149
5. Петер Солберг «Ford» – 124
6. Евгений Новиков «Evgeny Novikov» – 88
7. Тьерри Невилль «Citroen Junior» – 53
8. Отт Тянак «M-Sport Ford» – 52
9. Мартин Прокоп «Czech Ford National» – 46
10. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» – 41
О трассе
Испания. Финальный этап Чемпионата мира прошел на испанской земле. Маршрут расположился поблизости от городка Салу. В конце Чемпионата пилотам предстояло сразиться на смешанном асфальтово-гравийном покрытии. Официальная программа проходила в течение четырех дней: с четверга, когда прошли квалификационные заезды, по воскресенье. 18 спецучастков были поровну разбиты на три дня. Общая дистанция по СУ составила 405,46 км. Самым протяженным из допов стал El Priorat с длиной 45, 97 км. Его гонщики преодолели дважды по ходу субботних секций. Самым же коротким оказался спецучасток, названный в честь города Salou, – всего 2 км. Он завершал программу пятницы.
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: команд, спонсоров, организаторов и автопроизводителей