"Пьяная" статистика
В Украине депутат Владимир Олийнык предлагает увеличить штраф за управление в алкогольном опьянении с 3,5 до 7 тысяч гривен, а за повторное задержание в нетрезвом состоянии - конфисковать автомобиль. После конфискации автомобиль подлежит продаже, а вырученные деньги возвращаются бывшему владельцу.
Автор законопроекта по вопросам повышения безопасности дорожного движения считает, что только так можно бороться с пьянством на дорогах. При этом особую строгость необходимо предъявить к профессиональным водителям, которым категорически запрещается выпивать за рулем.
Пока же законопроект в Украине только рассматривается, напомним, что в России за управление автомобилем в нетрезвом состоянии грозит лишение прав. За управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения без водительского удостоверения (водитель был лишен прав или не имеет их при себе) водитель получает штраф в размере 5 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
"Пьяная" статистика
Только по столице за 10 месяцев текущего года было зафиксировано около 10 тысяч случаев управления автомобилем в нетрезвом состоянии, то есть по тысяче случаев в месяц. За первое полугодие около 60 тысяч пьяных водителей получили административный арест за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
В Москве 19 ноября текущего года проходил рейд "Нетрезвый водитель", по итогам которого было задержано 180 водителей в нетрезвом виде, половина из которых отказались проходить мед освидетельствование. Столица не единственный рекордсмен по количеству пьяных водителей за рулем.
Догоняет Москву и Архангельская область, в которой пьянство за рулем в рейтинге причин ДТП стоит на втором месте после непригодности дорог. Поэтому Архангельская область "славится" как опасный регион. И подтверждением тому служит недавний случай, произошедший в центре Архангельска. Водитель автомобиля Mazda, будучи в нетрезвом состоянии, въехал в патрульную машину с четырьмя полицейскими. К счастью, никто не пострадал. Нерадивому водителю грозит лишение прав сроком от 1,5 до 2 лет.
В Челябинской области в очередной 247 раз задержан злостный нарушитель, который 18 раз привлекался к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, житель Челябинской области лишен прав на 72 года. Но это не рекорд. Житель Барнаула за вождение в нетрезвом виде лишился прав на 156, но продолжает ездить без водительского удостоверения.
По статистике Россия замыкает тройку лидеров после Украины и Египта по числу ДТП. Ежегодно по причине вождения в нетрезвом состоянии инспекторы ГИБДД задерживают около 1 миллиона водителей. Ежедневно среди задержанных в нетрезвом виде порядка 30 водителей уже лишены прав по этой причине.
По вине пьяных водителей в прошлом году было совершено 12 тысяч ДТП. Тем не менее, статистика текущего года показала, что число ДТП, совершенных по вине пьяных водителей, снизилось по сравнению с прошлым годом в среднем на 5-10 процентов.
Необходимо ли конфисковать автомобили у российских водителей
за езду в пьяном состоянии?
Алгоритм многих водителей, позволяющих себе сесть за руль в нетрезвом состоянии, довольно привычен: сел за руль в пьяном виде - лишился прав - снова пьяным сел за руль - получил арест 15 суток - вновь сел за руль пьяным. И так по нарастающей. Большинство водителей, конечно же, боятся административного ареста или лишения прав, но есть и такие, против которых закон бессилен.
Есть водители, которые лишены прав по решению суда на 10, а некоторые даже на 80 лет. Но они продолжают ездить в нетрезвом состоянии, даже не имея водительского удостоверения. Как быть с такими водителями? Конфисковать автомобиль? Лишать прав пожизненно? Сажать в тюрьму? Вводить балльную систему штрафов? Пока ответа на этот вопрос нет.
Но и чиновники, и эксперты, и автовладельцы высказались против идеи о конфискации автомобиля. Они считают, что это ничего не даст. На вырученные деньги от продажи автомобиля водитель снова приобретет автомобиль и будет продолжать ездить в пьяном состоянии. Необходимо применять жесткие административные санкции к подобным нарушителям.
Так, например, во многих европейских странах за неоднократное управление автомобилем в нетрезвом виде налагается большой штраф, а также применяется пожизненное лишение прав с конфискацией машины с последующей ее продажей на аукционе. Вырученные с продажи автомобиля средства идут в пользу государства. Наиболее жесткая мера - тюремное заключение.
В Швеции, к примеру, за содержание алкоголя в крови водителя выше 1,0 промилле предусмотрено лишение свободы сроком на 2 года. В Испании пьяные водители кроме лишения прав, тюремного заключения и штрафов, подлежат психиатрическому обследованию. В Финляндии за это водитель может угодить за решетку на 4 года, а во Франции и Швейцарии - пожизненно лишают прав.
Также в европейских странах успешно действует балльная система штрафов. Нарушители ПДД накапливают баллы, за которые потом следуют административные санкции, в конечном итоге права изымаются. Такую же систему баллов сотрудники ГИБДД предлагают ввести и у нас в стране. Но пока эта инициатива не попала на рассмотрение в Госдуму.
Российские чиновники считают конфискацию автомобиля неконституционным предложением. Права на это закон не дает. К тому же, не все пьяные водители являются собственниками управляемых автомобилей. Многие из них ездят по доверенности или работают по найму. Как быть в этом случае? Не конфисковать же автомобиль из собственности организации. Максимум, что может сделать организация - уволить такого сотрудника. Но с таким же успехом он устроится на другую работу.
Чиновники считают, что сотрудники ГИБДД должны серьезно заниматься профилактикой правонарушений, которая призвана стимулировать водителей к правомерному поведению, а не наоборот. Они считают, что даже уголовная ответственность не остановит злостных нарушителей. Однако они признают, что в большинстве случаев срабатывает неотвратимость наказания, поэтому на это и нужно делать ставку. А конфискация автомобиля - дело неправомерное и абсурдное.
Также противоречит Конституции РФ выдвигаемый ранее законопроект о пожизненном лишении прав за систематическое пьяное вождение. Существует только одна мера наказания - пожизненное лишение свободы лиц, совершивших тяжкие преступления. Поэтому альтернативы ему быть не может, тем более в случае с вождением в нетрезвом виде.
Против высказались также автовладельцы. Они сетуют на высокую коррумпированность в рядах сотрудников ГИБДД. По этой причине страдают многие невинные водители. Не секрет, что инспекторы изобретают множество ухищрений, чтобы получить как можно больше взяток. Известны случаи, когда алкотестеры протираются спиртом, показывают неправильные данные. При этом доказать свою невиновность практически невозможно, так как многие медицинские освидетельствования также подделываются. А возможность конфискации автомобиля, считают водители, еще больше подхлестнет инспекторов.
Так, все стороны единогласно считают, что наказывать пьяных водителей за рулем нужно и как можно строже, но меры должны быть адекватными и эффективными. Административные санкции должны стимулировать нарушителей к исправлению, а не вызывать обратных действий. Поэтому конфискация автомобиля не рассматривается вообще в силу своей неправомерности, неэффективности и абсурдности.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Другие статьи по теме:
Bentley Continental GT/GTS: «V8 – не хуже W12?»
SsangYong представила в Пусане новый кроссовер, его будут собирать во Владивостоке
Налог на «колеса»: итоги уходящего полугодия…
Хакасский язык будут популяризировать по принципу "Ласкового мая"
УДП напомнило водителям об этике
ТРАНСФОРМЕРЫ: Infiniti Etherea
Как отсудить у дорожников деньги на ремонт авто?
C праздником, автомобилисты!
Технология PowerFrame – максимум мощности
Таксистов начнут штрафовать
|