В это сложно поверить, но это правда. Через несколько лет облик российского автопрома изменится самым кардинальным образом. Автомобили, спускающиеся с конвейера Волжского автозавода, перестанут выглядеть, как пережитки советского прошлого, и получат вполне современное европейское «лицо». Подтверждение тому – одна из самых ярких премьер Московского международного автосалона – концепт-кар Lada X-RAY!
Все началось с того, что руководство АвтоВАЗа назначило на должность директора по дизайну хорошо известного в Европе Стива Маттина. Рядовой автолюбитель, конечно, слыхом о нем не слыхивал, но нет, наверное, человека, не знакомого хотя бы с одним из автомобилей, к которым Стив приложил руку. Скажем больше: мы все их знаем превосходно и они лучше любых досье расскажут о том, на что способен творец будущих ВАЗовских моделей. Итак, за плечами Маттина работа над самым первым Mercedes-Benz А-класса, над S-классом серии W220, лимузинами Maybach, родстером SL 2001 года, другими моделями Mercedes-Benz. После перехода в Volvo он создал XC60, S60 и V40. Впечатляет?
Lada X-RAY – целиком и полностью детище Маттина. Он еще не понимает русский язык и не пришел в себя от противоречий и контрастов широкой русской души, но уже хорошо знает, чего хотят от него в России. За вдохновением Стив не раз ходил в ВАЗовский музей, изучал советскую классику. Анализировал, делал выводы, потом брал в руки карандаш и начинал рисовать. Один эскиз, второй, третий… X-RAY должен был задать вектор совершенно новой философии дизайна ВАЗ, но в то же время сохранить едва уловимые намеки на прошлое. И Маттину это удалось. Если внимательно присмотреться, то в вертикальной черной фальшрадиаторной решетке, объединяющей такие же вертикальные фары головного света, легко узнать как классические, так и нынешние модели Lada. То же можно сказать и о выштамповках на крыльях, капоте (который, к слову, сделан не плоским, а в виде раковины с закругленной передней кромкой), об указателях поворота, похожих на «брови» над фарами. Впрочем, внимания на это мало кто обращает. Куда более притягательной и смелой выглядит лицевая часть концепта в целом. Безошибочно читается в ней символ «икс» – основа визуализации нового образа Lada. Полированный пластик и алюминиевые вставки, увеличившийся в размерах логотип на собственном «постаменте» – признаться, все это так впечатляет, что на X-RAY хочется смотреть и смотреть.
Кстати, свое название концепт-кар получил неслучайно. Если переводить его дословно, то x-rays – это рентгеновское излучение. В данном случае это символически указывает на взгляд изнутри на новую концепцию автомобилей Lada. Но такая смысловая нагрузка не единственная. Обратите внимание на то, что пишется название концепта прописными буквами, следовательно, речь идет об аббревиатуре, а образована она от слов recreation, activity и youth – отдых, активность, молодость.
А что же в салоне X-RAY? Там Маттин продолжил фантазировать на тему контрастов. Многослойные структуры панелей сочетаются в интерьере с теплыми цветами отделки и выверенной эргономикой. Lada XRAY – четырехместный автомобиль, но главный в нем, конечно же, водитель. Чтобы подчеркнуть многослойную структуру интерьера, передняя панель окантована поясом скрытой декоративной подсветки. Автор дизайна добивался того, чтобы каждый находящийся внутри автомобиля, ощущал себя максимально уютно и имел при этом индивидуальное пространство.
Возможно, первое, на что обращаешь внимание, садясь за руль XRAY, – это оригинальный приборный щиток, доминирующим элементом которого выступает спидометр. Он находится в центре комбинации приборов и обособлен собственным подсвеченным полупрозрачным раструбом, на дне которого – сама шкала. Слева и справа от спидометра расположены тахометр, указатель уровня топлива и экраны, на которые в графическом виде выводится дополнительная информация для водителя. Панель приборов целиком заключена в корпус из черного глянцевого пластика, причем в этот же корпус интегрированы и водительские дефлекторы системы вентиляции.
Если повернуть голову чуть правее, взгляд невольно попадет на большой, поднимающийся из торпедо дисплей и вращающийся контроллер мультимедийной информационной системы, позволяющей просматривать текущее состояние автомобиля, менять настройки, пользоваться навигацией, управлять мобильным телефоном и так далее. Внедрение инновационных технологий – не менее важная, чем дизайн, составляющая стратегии развития ВАЗа.
Если вы ждете подробного рассказа о ходовой части Lada X-RAY, мы вынуждены вас огорчить: его не будет. Нельзя сказать про автомобиль, что это муляж, поскольку построен концепт-кар на настоящей платформе, вся его электрика в рабочем состоянии и передвигаться он способен самостоятельно, однако и полноценным автомобилем его не назовешь. Основой для X-RAY послужила «тележка» нынешней Priora, подвеску вообще решили не монтировать, а вместо двигателя внутреннего сгорания под капотом концепта стоит электромотор и восемь свинцово-кислотных аккумуляторов. Быстрее 8 км/ч X-RAY не едет, но этого вполне достаточно, чтобы своим ходом вкатиться в павильон или шоу-рум. Большего пока и не требуется. Кстати, изготавливали концепт-кар вовсе не в Тольятти, как можно было бы предположить, а в итальянском ателье Vercarmodel в пригороде Турина, где в свое время воплощали в реальность Porsche 819 Spyder, Alfa Romeo 4C, Ford Evos и другие концепты.
Любопытно, что и Стив Маттин, и руководство АвтоВАЗа упорно отвергают предположения о том, что Lada X-RAY со временем превратится в серийный автомобиль. Мол, это лишь демонстрация идей, но не более. Однако зная, что в 2015 году в Тольятти планируют запустить новое поколение Priora и построенный на его базе кроссовер под кодовым названием B-Cross, можно предположить, что многие решения концепта X-RAY все же перекочуют на серийные автомобили. Может быть, в несколько ином, менее агрессивном виде, но перекочуют. Старания Стива не пропадут. Возможно, именно ему выпадет честь творить в будущем историю российского автопрома, превращая в реальность то, что до сегодняшнего дня казалось нереальным.
Текст: Сергей Клементьев
Фотоматериал: «Автоваз» Lada 2012
Другие статьи по теме:
Экстрим-шоу на абаканских дорогах
Происшествия недели
В первом полугодии
Hyundai ix35: Жесткий снаружи и мягкий внутри
BRABUS Viano
Mazda Furai – высокие технологии Японии
Mercedes-Benz BIOME 2010
Модификации Audi A1
«АвтоВАЗ» готовит 9 новых моделей к 2014 году Не стыкуется что-то
Мобильный офис вновь в Торопце
|