Оценка материального ущерба, причиненного в результате ДТП
Оценка материального ущерба, причиненного в результате ДТП, как правило, рассматривается только в литературе для узких специалистов. Однако специфика этого процесса интересует и автолюбителей, так как результат оказывает существенное влияние на финансовые последствия ДТП.
Оценка материального ущерба является одним из главных, а иногда и единственных доказательств по иску к виновнику ДТП из предусмотренных ст. 55 ГПК РФ. Поэтому важно, чтобы оценка была как можно более объективной и отражала понесенные убытки. Оспаривание размера ущерба в соответствии со ст. 53 ГПК РФ возлагается на заинтересованную сторону. Оспаривать вменяемый ущерб в гражданском процессе возможно двумя способами.
Первый - назначение экспертизы. Этот путь наиболее распространенный, но менее выгодный для сторон, так как влечет существенное увеличение судебных расходов. Второй - исследование проведенной оценки на предмет ее законности и обоснованности. Если в суде будет доказано, что оценка проведена незаконно либо с грубым нарушением установленных законодательством условий, ее результаты могут быть оспорены и без назначения экспертизы.
Собственно проведение оценки включает в себя три этапа. Первый этап работы эксперта заключается в определении наименования и количества поврежденных деталей автомобиля. Это происходит путем визуального осмотра ТС с фиксацией в протоколе осмотра ТС. Внешний осмотр ТС не всегда может достаточно полно обнаружить все поврежденные детали автомобиля. Такого осмотра хватает, если на автомобиле имеются небольшие повреждения. Для сильно поврежденных автомобилей необходим более детальный осмотр, который может быть проведен только при разборке автомобиля, что позволяет обнаружить и зафиксировать скрытые дефекты. Осмотры сопровождаются фотографированием поврежденных деталей и фиксацией в протоколе осмотра. Второй, самый сложный для эксперта этап - это определение вида ремонтных воздействий необходимых для приведения поврежденных деталей автомобиля в их первоначальное состояние. Данный вид экспертных исследований напрямую зависит от квалификации эксперта и от наличия соответствующих правил и технических данных завода изготовителя автомобиля по проведению ремонтных воздействий на поврежденный автомобиль. Виды ремонтных воздействий зависят от сложности повреждений и необходимых предписаний по их ремонту. При производстве многих современных автомобилей используются материалы, ремонт которых невозможно осуществить без сохранения прежних характеристик и качества детали. Например, в инструкциях по техническому обслуживанию и ремонту а/м Тойота Королла повреждение бампера, изготовленного из высокотехнологичного материала типа пластмассы ремонт не предусмотрен, а предусмотрена только замена. И эксперт, производящий оценку должен руководствоваться именно инструкциями завода изготовителя. Все возражения по поводу того, что небольшие повреждения бампера можно исправить с помощью шпатлевки и краски будут необоснованны, поскольку их использование нарушает установленные заводом изготовителем правила проведения соответствующего вида ремонта. И самый простой с точки зрения специальных познаний это этап, который включает в себя калькуляцию восстановительных работ и ее обоснование. Итоговое значение калькуляции состоит из учетной стоимости заменяемых деталей, расходных материалов, применяемых при монтаже конкретных деталей (краска, смазка и т. д.) и стоимости работ, причем последние определяются на основании нормативной трудоемкости, которую рассчитывают на предприятии, изготавливающем конкретный автомобиль. Обычно этот расчет осуществляется с помощью специальных лицензионных программ. Эксперту необходимо всего лишь внести в программу соответствующие технические параметры автомобиля и его повреждения. При этом стоимость восстановительного ремонта определяется исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен. Исключение составляет ремонт гарантийных автомобилей, расценки по ремонту которого определяются по ценам организации, осуществляющей гарантийное обслуживание при условии, если проведение негарантийного ремонта во время гарантии в специализированном сервисном центре является одним из условий гарантии.
Результаты проведения экспертных оценок материального ущерба не всегда отражают действительные затраты собственника автомобиля по его фактическому ремонту, поскольку оценка всегда осуществляется с учетом процента износа поврежденного автомобиля, который зависит от марки автомобиля, года выпуска и реального пробега. Правоприменительная практика Российских судов также идет по пути учета износа деталей автомобиля, поскольку позволяет потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны. Данная практика соответствует требованиям ст. 15 ГК РФ, регламентирующей возмещение убытков. Разницу в стоимости заменяемых запчастей и оплату услуг связанных с таким ремонтом в судебном порядке возможно взыскать со страховой компании или виновника, причинившего повреждения (в зависимости от размера ущерба).
Также не надо забывать о таких затратах, как утрата товарной стоимости автомобиля (УТС), который относится к реальному ущербу и подлежит возмещению. Данный расчет производится также с помощью экспертной оценки с использованием специальных методик по определению УТС и дачей соответствующего результата оценки.
Результаты оценки как УТС, так и материального ущерба в результате ДТП излагается в специальном акте. Российское законодательство не предъявляет специальных требований к структуре содержания акта оценки, однако она выработана многолетней трактовкой. Акт состоит из нескольких частей: отчета, заключения о стоимости восстановления (калькуляции), акта осмотра и фототаблицы. К акту оценки прилагают заверенные копии документов, подтверждающих правовое основание оценочной деятельности эксперта (членство в саморегулируемой организации, свидетельства об аттестации и внесения в государственный реестр экспертов-техников, а также документ об образовании). Каждой оценке предшествует заключение письменного договора. Данный договор должен содержать указание на основание его заключения как оценку, вид оцениваемого объекта с описанием его индивидуальных признаков и вид определяемой стоимости. Отсутствие надлежаще оформленного договора может свидетельствовать о неофициальности оценки и, следовательно, также может являться основанием для оспаривания результатов оценки.
Полагаю, что мои разъяснения помогут водителям и собственникам ТС разобраться в сложных вопросах, касаемых оценки ущерба от ДТП.
Ведущий специалист Центра юридической помощи "Лад" Ю. А. Хорьков