Правило первое, техническое
Правило второе, практическое
Правило третье, тактическое
Правило последнее, золотое!
НА ЗАМЕТКУ
«Тише едешь – дальше будешь!» – эта житейская мудрость актуальна во многих жизненных ситуациях, но особенно важна для водителей на зимней дороге. Появившиеся в последнее время в большом количестве полноприводные трансмиссии в значительной мере упростили управление автомобилем зимой, но законов физики все же никто не отменял, а посему давайте вспомним основы безопасного вождения.
Если постараться описать несколькими словами процесс управления автомобилем на зимней дороге, то скажем, прежде всего, о постоянном контроле за сохранением сцепления колес с дорожным полотном и подборе оптимальной для уверенного торможения и маневрирования скорости. Заметим, что контроль этот совсем непросто осуществлять. С явным гололедом шутить никто не станет, а вот о том, что дорога может быть только с виду «чистой», забывают многие. В скандинавских странах, например, где на холода приходится большая часть года, существует понятие «черный лед». Так говорят, когда весеннее или осеннее утреннее солнце слегка обжигает подмерзшую за ночь дорогу и на голом асфальте появляется микроскопическая ледяная корка. Коварство «черного льда» заключается в том, что его практически невозможно в обычную погоду отличить от чистого асфальта. Нетрудно догадаться, какую опасность таит в себе смена сцепления колес с дорожным полотном в такой ситуации, особенно на поворотах. Здесь не помогут ни шипованные шины, ни стабилизационные системы автомобиля. Именно поэтому в школах вождения Швеции, Финляндии и Норвегии учат, в первую очередь, следовать правилам ограничения скорости и правильно выбирать скорость для последующего маневрирования. Да и штрафы за несоблюдение скоростного режима в этих странах в десятки раз больше, чем у нас.
Конечно же, казахстанские любители шипованной резины попытаются поспорить с нашим утверждением о том, что зимняя дорога таит в себе массу опасностей, и доказать, что «шип, он и в Африке шип» – вовремя «переобулся», и нет проблем! Но в условиях городских дорог шип не всегда упрощает вождение, а, учитывая его слабые места (сухие участки асфальтовой дороги, трамвайные пути и дорожные люки), может даже осложнить его. Одним словом, мы за то, что залогом безопасного зимнего вождения было и остается повышенное внимание водителя, умение следовать элементарным правилам и способность прогнозировать ситуацию.
Правило первое, техническое
Почините наконец свою машину. Тянет в сторону руль, плохо работают тормоза, двигатель работает с перебоями – всё это недвусмысленно намекает на необходимость посещения СТО. Поверьте: зима обостряет все хронические болезни машины и то, с чем можно было мириться летом, зимой может стать причиной ДТП.
Старайтесь использовать только зимние шины. Если вы используете «всесезонку», стоит помнить, что коэффициент сцепления с дорожным полотном у такой резины значительно ниже, чем у зимней, и будет разумнее ограничивать свои поездки в гололед. Регулярно проверяйте давление в шинах.
Если в вашей машине имеются антипробуксовочные системы и различные электронные стабилизаторы, не отключайте их зимой вообще. Если машина имеет отключаемый полный привод, лучше перед выездом его включать. Если же трансмиссия работает в режиме Full Time (большинство паркетников), то делать ничего не нужно, так как при опасности соскальзывания колес в занос электроника подключит привод самостоятельно.
Правило второе, практическое
Заправляйтесь только качественным бензином, это будет гарантией отсутствия проблем при запуске автомобиля после холодной ночи, и, как следствие, вашего хорошего настроения на весь предстоящий день.
Перед выездом из дома (гаража, офиса и т. п.), в первую очередь, следует прогреть двигатель машины, особенно если «за бортом» мороз. Дело в том, что большинство современных автомобилей оборудованы компьютером, автоматически регулирующим обороты двигателя, и пока температура охлаждающей жидкости (масла в двигателе, АКПП) не достигнет рабочей, холостые обороты будут искусственно повышаться, вплоть до 1500–2000 в минуту. Ехать по гололеду с таким норовистым двигателем, даже с автоматической полноприводной трансмиссией, не рекомендуется. Тем более что регулярное предстартовое прогревание зимой значительно уменьшает износ мотора и трансмиссии.
Перед прогревом отрегулируйте салонные дефлекторы правильно: боковые должны смотреть слегка вверх и обдувать боковые окна, центральные – салон. Подогрев зеркал и стекол, другую бортовую электронику включайте после запуска двигателя, уменьшая тем самым нагрузку на аккумулятор в момент холодного пуска. Не переводите вначале прогрева весь обдув на лобовое стекло – оно может не выдержать резкого перепада температуры и лопнуть.
Уберите всё лишнее из салона: всевозможные «висюльки» и «фенечки» реально отвлекают от дороги. Протрите стекла изнутри. Включите заранее устройство hands-free, если есть вероятность того, что вам придется отвечать на телефонный звонок.
Правило третье, тактическое
Всегда перед началом движения включайте габариты, а при необходимости и ближний свет. К слову, в ряде европейских стран требование включать ближний свет во время движения автомобиля закреплено законодательно, а за его игнорирование полагается солидный штраф. При совершении маневров всегда пользуйтесь сигналами поворота, даже если никого нет на дороге.
При выезде на проезжую часть, особенно, если вы не знаете точно, есть ли гололед на дороге, старайтесь избегать резкого ускорения, торможения и маневрирования. Не наезжайте без острой необходимости на люки и трамвайные пути, поскольку, учитывая налипший на покрышки вашего автомобиля снег, это может быть опасно. Если на дороге свежий снег, а на вашей машине полный привод, лучше двигайтесь по выкатанной колее.
При подъезде к перекрестку оставляйте дистанцию до впереди стоящего транспорта немного больше, чем при других дорожных условиях. Никогда не исключайте того, что стоящая впереди машина может застрять на перекрестке (забуксовать, заглохнуть) и вам придется ее объезжать.
Избегайте съезда на обочину на большой скорости, так как разная плотность покрытия на дороге и обочине может спровоцировать разворот машины, а иногда и переворот.
Выбирайте оптимальную для уверенного маневрирования и прогнозируемого торможения скорость. Обращайте внимание на реакцию впереди идущих машин, реагируя заранее на снижение скорости потока, перестроение в ряду и т. д. Старайтесь заранее прогнозировать ситуацию и избегайте резкого торможения, ведь идущий сзади транспорт не всегда способен остановиться так же быстро, как и вы.
Правило последнее, золотое!
Если при движении по зимней дороге есть хотя бы небольшой намек на гололед, двигайтесь по дороге так, будто вы уверенны, что вся дорога сплошь покрыта ледяным настом. Примите это за аксиому и поверьте: такой максимализм на зимней дороге лишним не будет!
НА ЗАМЕТКУ
Покупая машину, зачастую мы даже не подозреваем, на что она способна. Между тем знать запас прочности тормозных и ходовых характеристик своей машины в зимний период очень даже полезно. И лучше будет прочувствовать их заранее, чем получить «сюрприз» в экстренной ситуации. Рекомендуем самостоятельно пройти небольшой курс экстремального вождения на личном автомобиле. Для этого найдите площадку с обледеневшим покрытием (в идеале – автодром) и попробуйте потренироваться в управлении заносом. Приведем в качестве примера несколько полезных упражнений.
Расставьте пять–шесть пустых картонных коробок в ряд (если есть, то лучше конусы) на расстоянии 6–7 м друг от друга и научитесь объезжать их, не сбивая и не пользуясь педалью тормоза. Следующее упражнение рекомендуем водителям, чей автомобиль имеет антиблокировочную систему (АВС) – экстренное торможение. Расставьте четыре коробки на расстоянии 3 м друг от друга таким образом, чтобы они образовали квадрат. Попробуйте разогнать автомобиль сначала до скорости 10 км/ч, а потом, используя однократное нажатие на педаль тормоза, остановить его в обозначенном коробками квадрате. Проделайте то же самое на скорости 20, 30 и 50 км/ч.
Когда научитесь самостоятельно справляться с торможением на льду и «змейкой», можете попрактиковаться в управлении заносом, но мы не советуем делать это без инструктора. Лучше обратиться за получением специальных навыков в школу экстремального вождения, благо таковых в Казахстане имеется множество.
Зачастую именно в зимний период случаются самые серьезные аварии, причем по статистике в большинстве ДТП виновны не новички, а водители со стажем от двух и до пяти лет. Причина – излишняя самоуверенность. Не спешите говорить себе: «Это я знаю, это я умею». Ваша безопасность и безопасность ваших пассажиров, однозначно, стоит затраченного времени и средств на получение любых знаний и информации, способных предупредить аварийную ситуацию.
Текст: Эдуард Кричевский
Фотоматериал: Nokian
Другие статьи по теме:
Mazda CX-5. Душевный кроссовер
За выезд на «встречку» будут штрафовать на 5 тысяч рублей
Мэр Пушкарев будет кататься на «Ладах»
Отделы опеки Хакасии получили новый транспорт
Сотрудник ГИБДД внес в протокол заведомо ложные сведения
Идет ремонт моста в Кочуте
ГАИ играет в футбол
От Волги – к Енисею
Прокуроры Хакасии отчитались о доходах
Nissan Pathfinder 2010: Новый костюм эсквайра
|