Давайте поговорим о подготовке контактной системы зажигания, которой снабжено 70% автомобилей в нашем городе и области. Многие водители, при возникновении неисправности ( двигатель заглох и не пускается, двигатель запускается и сразу глохнет, неустойчивая работа в режиме холостого хода, рывки при движении, двигатель "не тянет" и т. д.), почему-то сразу же бросаются искать неисправность где угодно, только не в системе зажигания. Но, как правило, в 90% случаев возникновения неисправностей виноваты элементы системы контактного зажигания (о бесконтактном зажигании речь пойдет ниже). При подготовке к работе в минусовых температурах, когда системе питания работать очень трудно из-за низкой испаряемости топлива, значение качественной работы системы зажигания резко возрастает. Что же нужно сделать для бесперебойной работы системы зажигания?
1. проверить состояние контактов и, главное, их параллельность. Так как контакты непараллельные, накопление энергии в катушке зажигания незначительны, искра на свечах слабая. Так как зачистка контактов располагает к увеличению эрозии на контактах, лучше их заменить;
2. в последнее время рычажок, обеспечивающий размыкание контактов, изготавливается не из текстолита, а из пластмассы очень низкого качества. При износе его контактной поверхности с кулачком, зазор на контактах автоматически уменьшается, зажигание становится позже, как следствие: потеря мощности, трудный запуск, повышенный расход топлива. При обнаружении начальной стадии износа рычажка, контактную группу необходимо заменить;
3. для обеспечения достаточной энергии искрового разряда на свечах зажигания, момент замыкания и размыкания контактов должен быть как можно более кратковременным. Это обеспечивает форма рычажка и упругость пружины. Упругость пружины может быть потеряна, если сгорел резистор бегунка (ротора) или пробита его изоляция. Поэтому нужно внимательно осмотреть пружину. Следы побежалости (фиолетовый отлив металла) говорят о потере упругости. Проверьте пружину на упругость, Вставьте между контактами полоску бумаги. При воздействии безменом на размыкание (полоска бумаги начинает вытягиваться) усилие размыкания контактов должно быть в пределах 500-700 грамм. При усилии меньше 500гр, контактную группу необходимо заменить;
4. штифт и тяга вакуумного автомата выполнены из разных сортов стали, что приводит к увеличению внутреннего диаметра тяги. Это позволяет подвижной пластине "гулять", что приводит к непрерывному изменению зазора между контактами, и, естественно, непрерывному изменению установочного угла опережения зажигания. Двигатель, в режиме холостого хода работает неустойчиво, повышенный расход топлива. Для устранения этой неисправности снимите вакуум-автомат, зажмите тягу в тисках и осадите молотком отверстие так, чтобы тяга плотно, без люфта, насаживалась на штифт;
5. обязательно проверьте герметичность вакуум-автомата. Разгерметизация вакуум-автомата приводит к увеличению угла опережения зажигания при малых и средних нагрузках, то есть при малейшем нажатии на педаль акселератора вы слышите детонацию двигателя;
6. затрудненный запуск двигателя, резкое увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя происходит из-за износа металлокерамической втулки подшипника подвижной пластины прерывателя. Чаще всего износ происходит из-за отсутствия смазки в колпачке (моторное масло) и в обойме подшипника подвижной пластины прерывателя (Циатим-201). Для проверки износа подшипника подвижной пластины вставьте отвертку между корпусом прерывателя и пластиной и покачайте пластину вверх-вниз. При наличии даже малейшего люфта пластину вместе с подшипником в сборе нужно заменить. После замены пластины с подшипником, переверните прерыватель валом вверх и, зафиксировав корпус прерывателя, покачайте в радиальной плоскости (влево - вправо) его валик. При наличии люфта необходимо заменить металлокерамическую втулку;
7. проверьте зазор на контактах прерывателя. Если у вас есть прибор, измеряющий УЗСК (угол замкнутого состояния контактов), то после запуска двигателя прибор должен показать 55+-3 градуса (данные для автомобилей ВАЗ). При регулировке зазора на контактах стремитесь долбиться наименьшего значения угла, в пределах 52-53 градуса. Такая регулировка позволит вам более долгое время не обращаться к повторной регулировке. Если прибора у вас нет, воспользуйтесь щупом. Допустимый зазор на контактах 0,3-0,45мм, и опять же постарайтесь установить самый большой зазор из допустимых значений;
8. после установки прерывателя на место проведите ревизию проводов. Довольно часто, затрудненный запуск происходит из-за эрозии проводов. Снимите провода с катушки зажигания, очистите их и клеммы катушки. При установке проводов убедитесь в надежности контакта. Лучше под провода поставить 1-2 шайбы, так как у многих катушек резьба нанесена не до конца основания. Проверьте надежность контакта провода, идущего от катушки зажигания к прерывателю. Снимите все провода высокого напряжения и проверьте чистоту контактов проводов, распределителя и катушки зажигания. При необходимости зачистите и восстановите контакт;
9. при наличии слабой желтой искры на свечах зажигания проверьте конденсатор. Зарядите конденсатор, подсоединив его изолированный провод к проводу высокого напряжения катушки зажигания. Для этого включите зажигание, и 2-3 раза разомкните контакты. Выключите зажигание и поднесите изолированный провод конденсатора к массе. Если произойдет разряд, то конденсатор исправен;
10. проверьте изоляцию ротора распределителя. Зазор между проводом высокого напряжения и токопроводящей пластиной ротора установите - 7-10мм. Включите зажигание, и отверткой размыкайте контакты прерывателя. При наличии искры ротор необходимо заменить, так как изоляция его пробита. При пробитой изоляции ротора запуск весьма затруднен, очень большой расход топлива и значительное снижение мощности;
11. осталось установить угол опережения зажигания, отрегулировать карбюратор и спокойно эксплуатировать автомобиль до весны.
Как видите хлопот с контактной системой зажигания много, и вероятность возникновения неисправностей в процессе эксплуатации значительна. Как я уже отмечал в предыдущих статьях, лучше всего поставить на ваш автомобиль электронный блок зажигания Старо-Оскольского завода и забыть о том, что существует система зажигания.