На ралли Франции все болельщики стали свидетелями воистину исторического события: Себастьян Леб побил очередной рекорд и завоевал девятый чемпионский титул подряд! Символично, что этот титул стал последним для француза. И теперь он уходит, оставляя свои достижения как ориентир для молодого поколения.
Официальные заезды ралли Франции начались в четверг, и ввиду того, что на асфальте квалификация не проводится, вначале прошел шейкдаун. Лучшее время на нем показал Дани Сордо, который отличился и на первом спецучастке. Впрочем, первый участок остался за Тьерри Невиллем. Лидеры решили поберечь силы для основных баталий уик-энда. Из представителей заводских команд лучшим стал Яри-Матти Латвала, занявший второе место.
Реальная борьба началась в пятницу. На первых строчках протокола появились привычные фамилии. Пилоты Citroen сразу захватили лидерство. Недалеко держался и Латвала, и только Солберг оставался во второй половине первой десятки. Такая ситуация сохранялась до конца первой сессии. Лишь Хирвонен не смог удержаться за своим напарником и пропустил вперед Латвалу. На второй пятничной сессии пилоты Ford усилили свое давление. И если Леб с этим справлялся и поддерживал отрыв от конкурентов, то Мико Хирвонен уступал все больше Латвале, а позади вплотную к ним приблизился Петтер Солберг.
Утренний субботний спецучасток охладил пыл пилотов Ford. Не проехав и нескольких километров, в телеграфный столб врезался Солберг. На этом гонка для него и закончилась. На следующем СУ подарок пилотам «двойного шеврона» преподнес другой представитель «голубого овала»: Яри-Матти Латвала угодил в канаву и, выбираясь из нее, потратил без малого 20 секунд. За счет этого времени к нему приблизился Мико Хирвонен. Борьба должна была продолжиться на 12-м спецучастке, но он был отменен из-за чрезмерного скопления зрителей.
После обеда борьба на трассе возобновилась, но уже не носила столь острого характера. В течение четырех спецучастков гонщики из первой тройки лишь обменивались лучшими результатами. Единственное, что стоит отметить, так это небольшую ошибку Хирвонена, которая стоила ему драгоценных секунд.
В последний день ралли участников поджидал один непринятый сюрприз: с самого утра пошел дождь, что серьезно поменяло картину финиша на спецучастках. Привычные лидеры предпочитали больше не рисковать, сохраняя существующий отрыв. А вот другие пилоты в этой ситуации старались проявить себя, и всю утреннюю воскресную секцию выиграл Тьерри Невилль. Но по очкам лидирующая тройка примерно сохранила свои позиции без существенных отрывов.
Во второй половине дня такая тенденция закрепилась. Тьерри Невилль отдал лишь одну победу Отту Тянаку. Но совсем не они были главными героями в тот день. Основное внимание было приковано к пилоту, пришедшему восьмым к финишу финального спецучастка. Им был Себастьян Леб, выигравший гонку и получивший девятый чемпионский титул подряд. Вместе с ним и с Яри-Матти Латвалой на подиум поднялся Микко Хирвонен, который и помог завоевать для Citroen «Кубок производителей». Учитывая, что все случилось в родном городе Себастьяна, это лишь добавило изюминку к произошедшему.
Через две недели на ралли Италии ситуация развивалась почти по такому же сценарию. Квалификация осталась за представителями Ford. Однако уже после двух первых спецучастков вперед вырвались гонщики Citroen. Леб и Хирвонен шли «ноздря в ноздрю», в то время как на третьем месте удерживался Петтер Солберг. Что же до его партнера, то Яри-Матти получил прокол и отставал от лидера более чем на полминуты.
В пятницу события начали развиваться совершенно неожиданно. На 3-м спецучастке, не сумев избежать столкновения с камнем, сломал рулевое управление и вынужден был сойти лидер гонки – Себастьян Леб. Следующий доп выбил из борьбы Яри-Матти Латвалу. Сначала он повредил радиатор, а затем и вовсе вылетел с трассы. В лидеры вышел Микко Хирвонен. Следом за ним расположился единственный оставшийся экипаж Ford – Петтер Солберг и Мадс Остберг. Но уже после обеда гонка вновь проредила состав участников. И вновь мы лишились двух экипажей из первой тройки. Попав в аварии, из гонки выбыли Петтер Солберг и Мадс Остберг. В итоге, к вечеру пятницы, Микко Хирвонен лидировал более чем с минутным преимуществом, а второе и третье место делили Евгений Новиков и Отт Тянак.
Видимо, напуганные таким развитием событий, гонщики успокоились и в субботу вели себя крайне осторожно. За целый день в лидирующей группе не произошло никаких изменений. И даже два финальных воскресных спецучастка не изменили общей картины. Похоже, что гонщики мысленно уже были на ралли Испании, которое должно было пройти через три недели.
Новости
Определились…
Команда Volkswagen определилась с составом на 2013 год. К Себастьяну Ожье присоединится Яри-Матти Латвала. Это заявление было сделано вскоре после объявления Ford об уходе из Чемпионата. Чем займется нынешний напарник Латвалы, пока остается неизвестным.
Медленный уход
Парижский автосалон стал во многом знаковым для Чемпионата мира по ралли. Во-первых, произошло то, чего так долго все ждали: Себастьян Леб объявил о своих планах на будущее. Как выяснилось, карьера француза подходит к концу. Но расставание с Чемпионатом будет проходить постепенно и неизвестно насколько растянется. Незадолго до открытия автошоу во французской столице француз вместе с руководством Citroen созвал пресс-конференцию, на которой объявил, что в следующем году программа его выступлений будет сокращенной. Леб начнет сезон в Монте-Карло и завершит его, скорее всего, на домашнем этапе во Франции. Общее число проведенных этапов будет около пяти. Остальное время Леб посвятит выступлениям в WTCC, где компания Citroen планирует наращивать свое присутствие. Кто будет преемником Себастьяна, пока неизвестно. Но можно точно сказать, что им не будет Тьерри Невилль, так как было объявлено, что бельгиец продолжит свои выступления в команде Citroen Junior.
Кто-то приходит, кто-то уходит
Также в Париже подтвердилось, что Hyndai всерьез намерена вернуться в Чемпионат мира по ралли. На автосалоне они представили прототип своей модели i20, которая и будет защищать цвета корейской компании. Подтвердилось и то, что база новой команды будет расположена в немецком Оффенбахе. Правда, ждать дебюта на трассах пока не стоит. Формирование команды все еще продолжается, и, в лучшем случае, автомобиль эпизодически будет появляться в 2013, а серьезных выступлений не стоит ждать ранее 2014 года.
Также не стоит ждать в сезоне 2013 года и заводских команд MINI и Ford. С разницей в несколько дней оба производителя объявили, что сворачивают свою программу в Чемпионате по ралли, хотя и подтвердили, что продолжат оказывать поддержку частным командам, выступающим на их технике.
Ралли Франции
1. Себастьян Лёб «Citroen Total»
2. Яри-Матти Латвала «Ford»
3. Микко Хирвонен «Citroen Total»
4. Тьерри Невилль «Citroen Junior»
5. Мадс Остберг «Adapta»
6. Отт Тянак «M-Sport Ford»
7. Евгений Новиков «M-Sport Ford»
8. Крис Аткинсон «MINI Portugal»
9. Мартин Прокоп «Czech Ford National»
10. Себастьян Шардоннэ «Collectif Equipe de France Rallye»
Ралли Италии
1. Микко Хирвонен «Citroen Total»
2. Евгений Новиков «M-Sport Ford»
3. Отт Тянак «M-Sport Ford»
4. Мадс Остберг «Adapta»
5. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport»
6. Крис Аткинсон «MINI Portugal»
7. Андреас Миккельсен «Volkswagen Motorsport»
8. Мартин Прокоп «Czech Ford National»
9. Петтер Солберг «Ford»
10. Лука Педерсоли «Luca Pedersoli»
Личный зачет
1. Себастьян Лёб «Citroen Total» – 224
2. Микко Хирвонен «Citroen Total» – 198
3. Мадс Остберг «Adapta» – 137
4. Яри-Матти Латвала «Ford» – 133
5. Петтер Солберг «Ford» – 124
6. Евгений Новиков «M-Sport Ford» – 87
7. Тьерри Невилль «Citroen Junior» – 53
8. Отт Тянак «M-Sport Ford» – 52
9. Мартин Прокоп «Czech Ford National» – 46
10. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» – 41
О трассе
Франция
11-й этап Чемпионата мира стартовал на французской земле. Вблизи города Страсбург расположился маршрут ралли Франции. Домашним этот этап стал для действующего чемпиона мира Себастьяна Леба. Француз родом как раз из региона Эльзас. Общая дистанция гонки составила 404,9 км. Гонщики преодолели эту дистанцию за четыре дня. На четверг пришелся лишь один городской спецучасток Strasbourg, протяженностью 3,63 км. Он и стал самым коротким из 22-х. Самым же длинным оказался Pays d'Ormont, который гонщики дважды преодолели в субботу. Его длина составила 43,45 км. Стоит отметить, что этот этап стал последним полностью асфальтовым ралли в нынешнем году.
Италия
Предпоследний этап раллийного первенства 2012 года прошел на гравийных дорожках итальянского острова Сардиния, неподалеку от городка Ольбия. Общая дистанция спецучастков ралли составила всего 306,04 км, однако на их прохождение пилотам потребовалось четыре дня. Самым длинным СУ стал Monte Lerno, протяженностью 29,68 км, который гонщики преодолели в начале и конце пятничной программы. Наименее протяженным стал Gallura (8,24 км), который пилоты проехали дважды в воскресенье.
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал команд, спонсоров и автопроизвдителей