Ламели-насосы
Hakkapeliitta R SUV
Финляндия… олени, Санта-Клаус, родина популярных мобильных телефонов, хорошая водка, Крайний Север. Вот, пожалуй, и все ассоциативные картинки, которые всплывали в подсознании, пока наш самолет заходил на посадку в заснеженном аэропорту городишка Ивало. Финские пилоты – лучшие… Город встретил нас 15 градусным морозцем, приправленным влажным морским («баренцевым») ветерком. Но для финнов, проживающих в этом небольшом городке (постоянное население - около шестисот человек), эта погода непривычна, так как температура в это время года обычно опускается до минус 30 -40 градусов по Цельсию, и, как выразился встречающий нас переводчик, к нашему приезду «немножко потеплеллло». Тем не менее снега было более чем достаточно, а это значит, что тесты, на которые съехались журналисты из разных уголков некогда нашей общей необъятной Родины, обещают быть полноценными, ведь речь идет о новой зимней фрикционной (нешипованной) шине Nokian Hakkapeliitta R.
Полярная ночь близилась к рассвету, часы показывали утро, а перед гостиницей, в которой мы остановились, нарушая утреннюю тишину вечной мерзлоты, бурча двигателями, нас ожидал отряд заранее прогретых, обутых в новую «резину» автомобилей. После короткого брифинга, журналистов разделили на две группы, каждая из которых получила в свое распоряжение инструктора и автомобили, в нашем случае - легковые. Дороги пустые, да и машины, надо отдать должное, в отличном состоянии, поэтому от гостиницы до полигона время пролетело незаметно. Несмотря на то что трассы большей частью покрыты льдом, скорость на них ограничена отметкой 80 км - любят Финны быструю езду! Прибывших на полигон журналистов опять разделили на две группы, каждая из которых должна была пройти теоретическую часть презентации, а затем уже практическую, из соображений - один пилот на одну машину.
Ламели-насосы
Новая шина Hakkapeliitta R пришла на смену Hakkapeliitta RSi и, как заверяют производители, не только превосходит ее, но и опережает по некоторым параметрам ближайших конкурентов, в числе которых называются такие именитые бренды, как Goodyear, Michelin, Continental. Разберемся, так ли это на самом деле.
Конструктивно шина отличается от RSi, и в первую очередь - строением протектора. Открытая плечевая зона покрышки состоит из повторяющихся тройных блоков. Такая компоновка положительно сказывается на управляемости и износостойкости покрышки. Верхняя часть блоков, как и подобает зимней шине, изрезана поперечными ламелями. Все мы отлично помним, что прямое назначение ламелей - отводить влагу из пятна контакта покрышки с дорожным полотном и служить своеобразным зацепом, обеспечивающим стабильное управление и торможение, особенно в экстремальных условиях. В борьбе за лучшие показатели производители шин идут на разного рода ухищрения – это своеобразный дизайн ламелей, различные по составу смеси, применяемые при изготовлении бегового слоя покрышки и многое другое. В «Нокиан» пошли дальше. Специалисты компании разработали так называемые ламели-насосы, которые, помимо своих основных функций, буквально откачивают влагу из пятна контакта шины с дорогой. Происходит это благодаря эластичным полостям внутри самих ламелей. Каждое колесо имеет около 800 таких полостей. Забор влаги происходит в момент нагрузки на ламель, а ее высвобождение - под действием центробежной силы вращающего колеса. Таким образом, шина ведет себя одинаково стабильно не только на открытом асфальте и льду, но и на шуге – основной проблеме дорог в городах с неустойчивым климатом.
Симметричный направленный рисунок протектора делает покрышку менее шумной, а центральная усиленная часть, которая тоже имеет поперечные (обычные) ламели, отвечает за стабильное управление на жестком дорожном покрытии. В основании блоков имеется дополнительное усиление с той стороны, которая наиболее нагружаема при резком торможении. Благодаря этому блок сохраняет свой первоначальный контур и максимально прижимается к поверхности дороги, обеспечивая стабильное, а главное управляемое, торможение.
Теперь о строении каркаса. Все функциональные зоны покрышки сделаны из разной по жесткости и составу резины – композиции силики и рапсового масла. Эта смесь обеспечивает покрышке необходимую эластичность и прочность независимо от температурных условий. Бесшовный каркас шины укреплен сплошной полиэстеровой лентой, кусочек которой во время семинара нам было предложено разорвать. С заданием не справился никто - материал эластичный и настолько прочный, что без режущего инструмента не обойтись. После подробного изучения технических характеристик новинки мы, наконец, смогли приступить к практической части.
Полигон в Ивало считается самым крупным северным полигоном из всех предназначенных для тестирования шин (общая площадь - около 700 га). Он включает в себя несколько заснеженных серпантинов с крутыми спусками и подъемами, скоростной трек с ледяным покрытием и несколько закольцованных трасс, также покрытых льдом.
Испытания своих шин в Ивало финны проводят регулярно, причем у техников нет нужды что-то имитировать – условия природные и абсолютно реальные. В этой части Финляндии зима длится шесть - семь месяцев в году и отличается своим разнообразием: трескучие морозы могут стоять неделями, сменяться на короткое время оттепелью, и опять мороз.
Рассевшись по машинам, мы приступили к практическим испытаниям. Надо отметить, что, имея опыт посещения подобных мероприятий, я ожидал от инструкторов излишней опеки - ограничений скоростного режима и времени, отведенного на заезды. Ничего этого не было: вот вам специальный полигон с расставленными конусами, вот вам машины с новыми шинами – делайте с ними, что душа запросит, а что непонятно, спрашивайте!
Хочется отметить отсутствие характерного для зимней резины гула. Нет, шум - то есть, но если принимать во внимание бурчание двигателя и треск элементов подвески, то едва уловимое шуршание резины вообще не напрягает. Управление при умеренном скоростном режиме стабильно и прогнозируемо - шины отлично передают связь с дорогой на руль и предупреждают о моменте срыва колес в занос, издавая своеобразный скрип, очень похожий на тот, когда воздушный шарик трут мокрой рукой.
Шина будет представлена в 44-х наиболее популярных размерах, а стоить, по предварительным данным, Hakkapeliitta R будет на 5-10% дороже своей предшественницы. Но, как заверяют представители компании, несмотря на небольшое удорожание, новые шины помогут владельцу значительно сэкономить, и прежде всего благодаря двум факторам: износостойкости (увеличенному интервалу замены), и низкому сопротивлению качению (экономия горючего до 0,5 л на 100 км).
Вторым этапом теста стали заезды на глади замерзшего озера в другой части полигона, но это уже были не легковые шины, а автомобили класса SUV, «обутые» в новые шины, предназначенные для внедорожников.
Hakkapeliitta R SUV
Как известно, все производители покрышек стремятся оптимизировать характеристики шин, согласно их прямому назначению. Я имею в виду, что зимняя шина, устанавливаемая на тяжелый внедорожник, по определению должна быть прочной, и при этом достаточно эластичной, чтобы не потерять своих сцепных характеристик. В Nokian эту проблему решили, применив в Hakkapeliitta R SUV новый состав резины, в который входит натуральный каучук, силика нового поколения и рапсовое масло.
Внутренний каркас покрышки состоит из нейлонового ремня и металла и, конечно же, резины разной плотности. Боковая часть выполнена из состава, применяемого при изготовлении специальных покрышек для строительной и лесной техники, и, как заверяют производители, на много лучше сохраняет колесо от боковых порезов. Других значимых конструктивных различий между покрышками для легковых машин и внедорожников нет – все те же ламели-насосы, тот же рисунок протектора. Для лучшего очищения и управляемости, как и в случае с легковыми шинами, канавки протектора расположены под углом в 20 градусов, именно под таким углом и проходит основная городская «рулежка».
В то время как большая часть производителей все еще использует токсичные химикаты на различных этапах производства, в Nokian отказались от них полностью в пользу нетоксичных и очищенного рапсового масла. Это значит, что компания уже готова к переходу на новые экологические стандарты, которые вступят в силу только к 2010 году. С введением этих норм всех производителей шин обяжут отказаться от использования химических масел полностью, и, как надеются в Nokian, введут в маркировку резины еще один дополнительный параметр, обозначающий экономические показатели покрышки, – индексирование величины сопротивления качению. Кстати, шины, которые производят в Nokian, уже имеют такую маркировку.
На голом льду и при высокой скорости, признаться, глупо будет ждать от машины полного послушания, какие бы на ней ни стояли системы стабилизации и шины - законы физики для всех равны. Но в обычной жизни вам вряд ли придет в голову проделывать с машиной то же, что мы проделывали на специально отведенном участке замерзшего озера. Например, одним из этапов теста был объезд препятствия, с экстремальным торможением в заданном квадрате. Делалось это прежде всего для того, чтобы на деле ощутить сцепные свойства покрышек в условиях экстренного торможения.
Предварительно разогнав машину, водитель должен был, резко вдавив педаль тормоза в «полик» (не отпуская ее до завершения маневра), объехать препятствие с той стороны, куда указывал взмах руки впереди стоящего инструктора. Этот маневр необходимо было проделать на скорости 15 км/ч, затем – 40 км/ч и, наконец, когда он был выполнен на скорости 60 км/ч, шкала адреналина в крови показала норму. При торможении на голом льду шина издает специфичный скрип, как и при срыве колес в занос.
После экстремального торможения нас ждала змейка, причем в конце нее с помощью конусов инструкторы имитировали знаменитые «игольные уши» - коварные повороты, которые без заноса просто не пройти. В боковое скольжение машина входила неохотно, но если уж удавалось стащить Tiguan в занос, то управляемым его назвать было трудно. Впрочем, после нескольких заездов удалось подобрать оптимальный скоростной режим, и боковое скольжение, и торможение машины можно было прогнозировать и управлять ими.
Тем журналистам, кому поднадоело упражняться в управлении заносом, организаторы предлагали получить порцию адреналина от поездки (в качестве пассажира) на специально подготовленной Audi RS4 с чемпионкой по кольцевым гонкам либо - от самостоятельной езды на раллийном «гольфе» по ледяному треку. Надо отметить, что юная леди (а девушке, по словам инструкторов, едва исполнилось 18 лет) водит машину весьма «по-взрослому». За исключением нескольких сложных участков трассы, стрелка спидометра не опускалась ниже отметки 70 км/ч - и это по чистому льду!
Самостоятельная поездка по внутреннему кольцу трассы тоже оказалась весьма увлекательной. Машина легко «облизывала» повороты и проходить их боковым скольжением было очень интересно.
Производиться Hakkapeliitta R SUV, впрочем, как и шина для легковых автомобилей, будет в России и в Финляндии, и покроет она 17 наиболее популярных размеров, среди которых шины с индексом XL, рассчитанные на внедорожники с большой массой.
Заезды в этой части полигона подошли к концу, и нас ожидал последний этап тестов - скоростное прохождение заснеженного серпантина.
Выстроившись «гуськом» за ведущим, колонна двинулась на освоение заснеженных участков полигона. Машина инструктора намеренно разбивала колею, чтобы идущие следом имели реальный шанс увязнуть в снегу. При этом скорость прохождения серпантина доходила до 60 км\ч. Учитывая, что средняя глубина снежного покрова местами доходила до 40 см, а управление машиной было стабильным и прогнозируемым, можно с уверенностью говорить о том, что шины великолепно держат заснеженную дорогу и хорошо самоочищаются!
Опуская детали нашего возвращения в отель, скажу лишь, что меня угораздило следовать за финским инструктором вторым, и после отчаянных попыток соблюдать с ним единый скоростной режим, я потерял его машину из виду, и проехал поворот, ведущий к нашей гостинице, а вместе со мной промахнулась и вся наша колонна… Любят финны быструю езду!
Д. Саблин
Фотоматериал автора.
Редакция журнала выражает благодарность представительству компании Nokian Tyres в России за организацию поездки.
Другие статьи по теме:
В ПРИМОРЬЕ СТАРТОВАЛО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ШИНА»
ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЙ АНДРОИД
В Приморье сотрудники уголовного розыска задержали группу автоугонщиков
Chevrolet Corvette Stingray
В двух словах
«Быстрый старт» Motip
МЧС устанавливает круглосуточное дежурство на проблемных предприятиях ЖКХ
И снова
Хакасские водители могут выдохнуть
Виновник смертельного ДТП получил семь лет лишения свободы
|