Основное руление изменяет траекторию движения автомобиля.
Силовой способ
Скоростной способ
Переключение передач
Руление
Существует три разновидности управления рулевым колесом - коррегирующее, компенсаторное и основное руление. С помощью коррегирующего руления осуществляют коррекцию при незначительных отклонениях автомобиля от заданной траектории. Оно выполняется поворотом руля на небольшой угол. Причем необходимо помнить, что точность управления двумя руками гораздо выше, чем одной.
Цель компенсаторного руления - ликвидировать заносы автомобиля, то есть осуществить стабилизацию при потере поперечной устойчивости.
Основное руление изменяет траекторию движения автомобиля.
Основное и компенсаторное руления в зависимости от темпа изменения ситуации осуществляются двумя способами - силовым и скоростным.
Силовой способ
Рулевое колесо при выполнении поворота как бы передается из руки в руку. Силовой способ применяется для управления автомобилем в колее, в тяжелых сыпучих грунтах, на дорогах с большим количеством неровностей.
Скоростной способ
В зависимости от индивидуальных способностей водителя, скоростной способ позволяет поворачивать рулевое колесо на большие углы в три-пять раз быстрее, чем силовой. Для скоростного способа достаточно действовать одной рукой, можно и поочередно двумя, а также сочетанием работы рук: одной - двумя или двумя - одной. Причем во всех случаях при повороте рулевого колеса более чем на 180° пользуются окрестным перехватом рук.
Рассмотрим подробно поворот рулевого колеса направо скоростным способом, выполняемый поочередно двумя руками с перехватами. Для точного определения положения рук на руле будем пользоваться условными обозначениями (стрелки на циферблате).
Начальная фаза вращения осуществляется двумя руками (из положения: левая - 9 часов, правая - 3) до того момента, когда левая рука приблизится к 11 часам, а правая - к 5. Здесь правая рука отпускает руль и кратчайшим путем быстро переносится к мнимой цифре 12.
На этом моменте необходимо остановиться подробнее. Захват обода в верхней его точке ни в коем случае не должен сопровождаться ударом. А это возможно лишь при условии, что кисть правой руки в мгновение захвата уже будет двигаться по дуге со скоростью обода рулевого колеса.
На практике все выглядит так. Перенеся руку по прямой, от 5 часов к 12, одновременно начинается сближение пальцев с ободом и движение руки в направлении вращения колеса. И выходит так, что полный хват завершается где-то около 1 часа - 1 часа 30 минут. Правая рука в полную силу включается в работу, а для левой наступает очередь скоростного перехвата: стремительное движение вверх от 5 часов к 12, и мягкий хват. Все руление осуществляется на боковом секторе от 1 часа до 5. И это не случайно. Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих движений.
Выбирая способ руления, необходимо помнить, что угловая скорость поворота руля обязательно должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля и кривизной выбранной траектории. В ситуациях, когда внезапно возникает необходимость совершить глубокий маневр (объезд камня или ямы), особенно на скорости до 60 километров в час, всегда следует пользоваться только скоростным способом.
Есть в технике руления парадокс: чем выше мастерство водителя, тем реже ему приходится пользоваться скоростным способом. И наоборот, чем ниже уровень общей подготовки, тем чаще появляется необходимость прибегать к этому способу. Поэтому начинать следует обязательно с отработки техники руления.
Для проверки скоростных навыков владения рулем и координации движений выполните тест.
На автомобиле установить передние колеса в крайнее левое или правое положение. Нужно повернуть их рулем в другое крайнее положение и обратно. Это один цикл. Тест состоит из 10 таких циклов. Секундомером зафиксируйте суммарное время и, сверившись со временем, определите уровень вашей тренированности. При правильном выполнении теста хорошим результатом следует считать примерно 22-28 секунд, удовлетворительным 29-33 секунды.
Переключение передач
Многие водители при переходе с первой передачи на вторую и с третьей на четвертую поворачивают руку ладонью на себя и действуют пальцами, объясняя это тем, что так лучше чувствуется момент включения. При переходе со второй передачи на первую и с четвертой на третью поворачивают руку ладонью от себя. Однако эти способы переключения не являются оптимальными в связи с тем, что применение двух хватов требует отработки двух стереотипов действий, и, следовательно, увеличивается время переключения. В критической же ситуации точность и быстрота выполнения операции могут решить многое.
Поэтому рекомендуем способ, при котором расположение руки на рычаге не зависит от включаемой передачи и всегда постоянно. Остановимся на деталях. Хват закрытый, вы тянете рычаг к себе пальцами, а ладонь контролирует его положение. При движении от себя, наоборот, ладонь включает, а пальцы контролируют.
Предлагаем два теста, которые помогут проверить ваше мастерство.
Тест 1-й. автомобиль неподвижен. Двигатель выключен. Включить первую передачу. Исходное положение: руки на руле в стандартном положении, ноги на полу. Цикл состоит в следующем: выжать педаль сцепления, включить вторую передачу, ногу возвратить на пол, руку - на руль, затем опять выжать сцепление, включить первую передачу и принять исходное положение. Тест состоит из 10 таких циклов.
Следует обратить внимание на обязательное возвращение после каждого переключения (не цикла, а именно переключения) в исходное положение. Ошибка в этом случае будет означать невнимательность. При правильном выполнении теста хорошим результатом следует считать примерно 15 секунд, удовлетворительным 20-22 секунды.
Тест 2-й представляет собой усложненный вариант предыдущего. Полное переключение передач - с первой до четвертой и обратно - один цикл. Условия выполнения те же. Время для оценки соответственно 45 и 60 секунд.
В заключение хотел бы сказать, что правильное руление и переключение передач, требует правильной посадки водителя и полной концентрации.
С уважением, Антон Ветошкин
Другие статьи по теме:
Людей лишили подъезда к их дворам и домам
Умеют же отдыхать!
Авто угнали – заплати выкуп
ШАНС «ЗАПОРОЖЦУ»!
Рановато трамваям на свалку истории
Subaru Legacy Concept: Среднее лицо
Выбор стекла для автомобиля
3-этап по дрэг-рейсингу
Операция «Пешеход»
Honda Civic Si Concept coupe
|