С приходом весны и наступлением теплых дней, когда воздух прогревается до плюсовых температур, мне довольно часто стали звонить по одному и тому же вопросу, но в разных вариациях. Смысл звонков - все было хорошо и вдруг:
- неустойчивый холостой ход;
- исчезает холостой ход;
- при нажатии на педаль газа слышны детонационные звуки;
- потеря мощности двигателя.
Итак, чем чревато движение в городском цикле в теплое или жаркое время. К сожалению, рост автомобильного парка в нашем городе значительно опережает строительство и содержание дорог. Плюс к этому, как правило, ремонт дорог проводится летом. Все это приводит к образованию многочисленных пробок и движению со скоростью 10 - 15 км/час. При таком движении (троганье, торможение и так непрерывно) система питания работает в режиме максимального обогащения. Так как продувки камеры сгорания не предвидится (движение на прямой передаче со скоростью 50 - 60 км/час), нагарообразование в камере сгорания и на изоляторах свечей зажигания резко возрастает. Возникает сразу же несколько неприятных симптомов: уменьшение объема камеры сгорания из-за образования нагара ведет к перегреву двигателя, это, в сою очередь, приводит к автоматическому увеличению угла опережения зажигания, и, как следствие, к еще большему перегреву двигателя. Давление насыщенных паров увеличивается. Во-первых, это приводит к образованию паровых пробок, а низкое по качеству топливо начинает кипеть в поплавковой камере карбюратора. Как следствие, "лихорадка" двигателя. Все вышесказанное относится к правильно отрегулированному двигателю и его системам. А, если двигатель заведомо неисправен, то... комментариев нет.
Что же делать? Предложить можно следующее:
1. Чаще всего перегрев происходит из-за уменьшения объема охлаждающей жидкости - проверьте уровень тосола.
2. Проверьте систему охлаждения на герметичность и, при необходимости, устранить утечку "Тосола".
3. Проверьте плотность охлаждающей жидкости, должна быть не ниже цифры 40 по плотномеру. Если плотность ниже, полностью заменить охлаждающую жидкость на "Тосол- 60 Арктический". Так как нельзя быть уверенным, что вам продадут действительно Тосол - 60, то лучше приготовить охлаждающую жидкость самому. Купите концентрированный антифриз и смешайте его с дистиллированной водой (50 на 50).
4. Замените датчик температуры на тот, который обеспечивает более раннее включение вентилятора (продавец в магазине подскажет, какой именно).
5. Если вы видите, что стрелка термометра поползла выше обычной температуры, остановитесь, снимите провода с датчика, установленного в радиаторе, и соедините, обязательно заизолировав - для обеспечения постоянной работы вентилятора. Это не относится к инжекторным автомобилям, так как включение вентилятора обеспечивает контроллер. Но нужно помнить, если на карбюраторных автомобилях температура включения вентилятора - 96-98 градусов, то на инжекторных двигателях - 105 -107 градусов. Запомните, если стрелка термометра движется к красной зоне, но вентилятор включается, это нормальное состояние системы охлаждения. Как правило, перегрев инжекторного двигателя - низкое качество охлаждающей жидкости.
6. Если начинает лихорадить двигатель с контактной системой зажигания, то наиболее вероятная причина - уменьшение зазора между контактами, что приводит к автоматической установке более позднего зажигания и вытекающим отсюда последствиям.
7. Бывает и более банальная причина - частота вращения коленчатого вала выше допустимой. Если вместо требуемого холостого хода (800 - 850об/мин), частота вращения выше 900об/мин, перегрев двигателя обеспечен.
8. Если карбюратор эксплуатируется более 3-ех лет, то наиболее вероятная причина "лихорадки двигателя" - подсос воздуха в оси дроссельной заслонки первой камеры. Чтобы убедиться в этом, при работающем двигателе лейте воду на ось дроссельной заслонки. Если обороты начнут падать, или двигатель заглохнет - карбюратор нужно менять.
9. Засорение топливного или воздушного жиклеров холостого хода. Еще раз напомню - основная причина грязный воздушный фильтр. В нашем промышленном городе его замена требуется раз в месяц.
10. Была проведена замена свечей зажигания, но зазор на электродах свечей очень мал или велик.
11. Негерметичен карбюратор в сопряжении впускной коллектор - нижняя площадка карбюратора. Нужно приучить себя менять паронитовую прокладку под карбюратором каждые 5000км. пробега.
12. При установке карбюратора 21083 на автомобили ВАЗ-2101 - 07 не установлена текстолитовая прокладка (толщина 12мм.). Карбюратор настолько близко расположен к впускному коллектору, что бензин перегревается и кипит.