- на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением;
- на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку;
- для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т. п.;
- для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги.
Знак 5.5 "Дорога с односторонним движением" применяют для обозначения дороги или проезжей части, по которой движение транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении, и устанавливают в начале дороги или проезжей части.
2. Какую ответственность на основании КоАП несёт водитель в случае нарушения знака 3.1 и 5.5?
Нарушение требования дорожного знака 3.1. в случае организации одностороннего движения, то есть, наличия знаков 5.5. и 5.6, также соответствующих знаков предписания влечет за собой привлечение гражданина к ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП - лишение права управления транспортными средствами на срок 4-6 месяцев. Нарушение требования дорожного знака 3.1. не всегда приводит к привлечению к ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП. Это возможно лишь в случаях наличия правильной организации дорожного движения и установки знаков строго в соответствии с требованием ГОСТ. Если имеются какие-либо отступления от нормативов, дело подлежит прекращению или переквалификации на ст.12.16 КоАП - штраф 100 рублей. Следует отметить, что статья 12.16 КоАП является специальной по отношению к ст.12.15.4 КоАП (ППВС РФ). Не является нарушением требования знака 5.5. движение по дороге с односторонним движением задним ходом.
3. Что означает "Нарушить требования дорожного знака 3.1"? Что практически должен совершить водитель ТС, чтобы его действия попали под неисполнение требований дорожного знака 3.1 (опишите сценарий нарушения)?
Нарушить требование дорожного знака 3.1 означает осуществление въезда под данный знак в не зависимости от того, осуществлен этот въезд всем корпусом автомобиля или только частью автомобиля.
4. Что означает "Нарушить требования дорожного знака 5.5"? Что практически должен совершить водитель ТС, чтобы его действия попали под неисполнение требований дорожного знака 5.5 (опишите сценарий нарушения)?
В большинстве случаев, ИДПС в протоколе указывает: Водитель нарушил знак 3.1 и знак 5.5. Такая формулировка допустима исключительно в случаях, когда водитель, въехав на дорогу с односторонним движением, обозначенную знаком 5.5., развернулся и осуществил движение во встречном направлении, то есть, заведомо зная, что находится на дороге с организованным односторонним движением. Если же водитель осуществил движение во встречном направлении, нарушив требования знака 3.1, то нарушить знак 5.5. он не мог, поскольку он не мог знать об организации на данном участке одностороннего движения.
5. Какие знаки и правила дорожного движения должен нарушить водитель ТС, чтобы его нарушения попали под ст. 12.15 ч. 4 КоАП?
- Прямой полный или частичный выезд на полосу встречного движения для обгона в нарушение требований знака 3.20 обгон запрещен и сплошной линии разметки 1.1.
- Проезд под знак 3.1. при наличии организованного одностороннего движения, обозначенного знаками 5.5. и 5.6., а также знаками, установленными непосредственно перед участком дороги с односторонним движением и указывающим на необходимость направления движения. К примеру, знаки предписания 4.1.1 "движение только прямо" или особого предписания - 5.7.1 или 5.7.2, указывающее направление одностороннего движения на перекрестках.
- Обгон на регулируемом перекрестке в нарушение п. п.11.5 ПДД.
- Выезд на полосу встречного движения в нарушение п. п.9.2 ПДД РФ с нарушением разметки 1.3 "двойная сплошная".
- Совершение поворота, при котором осуществляется выезд на полосу встречного движения в нарушение п. п.8.6 ПДД РФ. Однако, данный пункт является спорным, поскольку, формулировка в КоАП содержит четкое указание на необходимость привлечения водителей, чей маневр связан с поворотом или разворотом по ст.12.15.3 КоАП.
Сергей Кузнецов
Руководитель представительства Объединения "Автоюрист" в г. Екатеринбурге