ОБЗОР РЫНКА НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ и ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ Республики Казахстан по итогам октября 2011 года
[продажи официальных дилеров автопроизводителей стран СНГ и дальнего зарубежья]
В октябре 2011 года на казахстанском рынке рост продаж легковых автомобилей увеличился на фоне более умеренных результатов, отмеченных в III квартале, а объемы продаж достигли показателей конца 2007 года, таким образом вплотную приблизившись к докризисному уровню.
В отчетный месяц официальными дилерами было реализовано 4 550 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что в 2,1 раза выше прошлогодних объемов сбыта. Прирост по отношению к итогам сентября текущего года составил 12,57%.
Совокупные продажи новых легковых автомобилей, включая категорию LCV, за 10 месяцев с начала года составили 33 6.13 единиц, что выше показателя годичной давности на 103,59%.
85% октябрьского прироста (по отношению к аналогичному месяцу 2010 года) – результат увеличения объемов сбыта автомобилей, выпускаемых на территории стран СНГ. Вклад российских производителей в рост продаж составил 58%, на долю казахстанского автопрома пришлось 17%.
ЛЕГКОВЫЕ…
Продажи легковых автомобилей традиционно росли быстрее, чем продажи в сегменте легкого коммерческого транспорта. В октябре на территории РК было реализовано 3 917 пассажирских авто. Эта цифра превышает прошлогодний результат в 2,1 раза, а результат сентября текущего года – на 14,3%.
В период с января по октябрь 2011 года в автосалонах было продано 28 1.67 легковых автомобилей, что выше показателя прошлого года в 2,1 раза.
Наиболее весомый вклад в октябрьский рост внесли бренды Lada и Hyundai – 38% и 19% от общерыночного прироста к октябрю 2010 года соответственно. Hyundai также стал маркой с самыми быстро растущими показателями сбыта.
…в разрезе марок
Главной российской марке в октябре удалось увеличить свою и без того рекордную рыночную долю до 37,2%. Месячные продажи Lada российской и казахстанской сборки составили 1 457 единиц (без учета моделей LCV).
На протяжении уже трех месяцев вторую строчку удерживает марка Hyundai – 450 легковых авто. Неожиданным успехом бренд обязан седану Accent.
Hyundai российской сборки отодвинул продукцию другой корейской марки из соседнего Узбекистана. В октябре продажи дилеров UZ-Daewoo росли почти без отставания от темпов рынка и составили 372 единицы.
Еще весной этого года японская Toyota уверенно удерживала традиционную вторую позицию. По итогам прошедшего месяца марка расположилась под номером 4, потеряв за год почти половину своей рыночной доли. В октябре было продано 314 автомобилей, исключая модели LCV.
Замыкает пятерку фаворитов казахстанского рынка марка KIA, чей сбыт растет быстрее рынка. За месяц было продано 264 автомобиля усть-каменогорской сборки.
Еще более активно растут продажи автомобилей Nissan. Рыночная доля марки преодолела 5-процентный порог, что позволило бренду занять 6-ю строчку – 214 авто без учета моделей LCV.
Рост в 2,4 раза характеризует динамику продаж автомобилей марки Chevrolet. Продукцию казахстанского завода «АЗИЯ АВТО» в отчетном месяце предпочли 188 казахстанцев.
8-ю позицию в истекшем месяце разделили марки Mitsubishi и SsangYong. Дилерами в Казахстане было продано по 90 автомобилей этих брендов. Но если в случае с SsangYong эта цифра означает удержание доли на уровне 2%, то рыночное положение Mitsubishi за август – октябрь ухудшилось.
Сбыт ZAZ в октябре несколько «просел» (86 единиц), однако запорожскому производителю удалось занять строчку №9.
Последним брендом октябрьского TOP-10 стал Volkswagen – 63 реализованных автомобиля, исключая LCV. Однако на фоне общей динамики немецкий бренд пока остается в числе отстающих.
Не показывает заметного роста и премиум-сегмент, верхняя ценовая прослойка продолжает постепенно истончаться. На бренды Lexus, Audi, Mercedes-Benz, BMW и Porsche в сумме пришлось 2,25% рынка. Годом ранее перечисленные марки покрывали 3,62% продаж новых автомобилей.
Структура сегмента в разрезе моделей
Паритет между российскими и казахстанскими производителями в первой двадцатке самых продаваемых моделей нарушился, «качнувшись» в сторону автопрома РФ. На его долю пришлось 7 автомобилей против 5-и с казахстанской «пропиской». Местное производство в октябре было представлено лишь Усть-Каменогорским заводом «АЗИЯ АВТО». SsangYong Kyron костанайской сборки в бестселлеры TOP-20 не вошел.
Во главе октябрьского рейтинга российская тройка – Lada Priora, Lada Samara и Hyundai Accent.
На строчку спустился седан Daewoo Nexia (№4). 4-я и 5-я позиции заняты автомобилями усть-каменогорской сборки Lada 4x4 и KIA Sportage. Шаг вверх сделан внедорожником Toyota LandCruiser 200.
Еще один знакомый продукт российского производства – Lada 2107– расположился под номером 8. Казахстанский седан KIA Cerato улучшил положение в рейтинге сразу на 7 пунктов. Замыкает первую десятку бестселлеров октября ZAZ Chance.
Lada Kalina идет вверх и обходит по объемам продаж Toyota Corolla. Успешно продвигается этой осенью кроссовер Nissan Juke. В октябре он оказался на 13-й позиции.
В середине второй десятки – Chevrolet Niva и Toyota LandCruiser Prado. 16-ю и 18-ю строчки рейтинга заняли еще две модели от «АЗИЯ АВТО» – Chevrolet Cruze и KIA Sorento.
Вернулся в октябре в двадцатку моделей-лидеров Nissan Qashqai (№17). С позитивной динамикой к сентябрьскому результату на 19-й строчке расположился UAZ Hunter. 20-й моделью рейтинга стала малолитражка Daewoo Matiz (7 позиций вниз).
LCV
С начала осени сегмент LCV отличала умеренная динамика. В октябре официальными дилерами было продано 633 легкотоннажных автомобиля коммерческого назначения. Итоги прошедшего месяца оказались на 2,93% выше, чем в сентябре 2011 года, и на 36,13%, чем в предыдущем году.
В январе – октябре 2011 года объем сбыта автомобилей категории LCV на казахстанском рынке достиг 5 446 единиц (+61,36% к аналогичному периоду 2010 года).
…в разрезе марок
Продажи лидирующей в сегменте марки GAZ насчитывают 394 автомобиля. 143 единицы коммерческой техники – на счету дилеров Ульяновского автозавода. Но если сбыт нижегородских автомобилей в октябре вырос в более чем втрое, то продажи техники под маркой UAZ несколько просели – минус 2% к прошлогоднему значению.
На почтительном расстоянии от лидеров сегмента расположились марки FAW (25 ед.), ИЖ (21 ед.), Hyundai (15 ед.), Toyota (9 ед.), Volkswagen (9 ед.) и другие.
КОМПАНИИ-ДИЛЕРЫ
Показатели сбыта наиболее крупного игрока казахстанского авторынка, группы «БИПЭК АВТО», по-прежнему близки к одной второй всех продаж «белого» сегмента.
В октябре на подразделения холдинга пришлось 45,38% рыночной емкости (против 47,49% годом ранее).
На протяжении трех месяцев удерживает 2-ю позицию в пятерке дилерских групп КМК «Астана Моторс». Поставки автомобилей Hyundai российской сборки позволили компании повысить долю до 14,99% (9,12% – в октябре 2010 года).
11,67% – далеко не самый высокий показатель доли сети автосалонов «Вираж», зафиксированный в текущем году. Однако на фоне ослабления позиции «Меркур Авто» это позволило компании взять «бронзу» по итогам октября.
«Меркур Авто», чей рыночный вклад (9,3%) сократился к сентябрю текущего и к октябрю минувшего года, фигурирует в дилерской пятерке под номером 4.
После сентябрьской «просадки» доли до 2,82% в октябре «Аллюр Авто» вернулась в TOP-5 отечественного авторетейла. В отчетный месяц на салоны компании пришлось 4,13% продаж.
ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В январе – октябре текущего года в Казахстане было выпущено 6 055 легковых автомобилей, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.
По итогам 10 месяцев на долю АО «АЗИЯ АВТО» (г. Усть-Каменогорск) пришлось 5 309 выпущенных автомобилей марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda, в том числе 1 007 единиц по итогам октября.
На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» (г. Костанай) в январе – октябре 2011 года было произведено 746 автомобилей марки SsangYong, в том числе 10 автомобилей в октябре текущего года.
Продажи легковых автомобилей казахстанского производства в январе – октябре 2011 года составили 5 453 единицы – в 2,5 раза выше прошлогоднего показателя.
Доля автомобилей казахстанского производства в сегменте новых легковых автомобилей возросла с 16,66% в январе – октябре 2010 года до 19,36% по итогам 10 месяцев с начала 2011 года.
Материал предоставлен консалтинговой компанией Qncepto