Езда по "встречке"
Необходимо ли смягчить наказание за езду по "встречке"?
Ассоциация Юристов России (АЮР) предлагает внести изменения в Кодекс об Административных Правонарушениях и правила дорожного движения касательно выезда на встречную полосу. Юристы предлагают детализировать все случаи выезда на "встречку" и, исходя из этого, построить вилку штрафов для нарушителей.
Они считают несправедливым вменять всем без разбора грубое нарушение и лишение прав. Юристы обосновывают свое мнение тем, что зачастую водители оказываются в ловушке или выезжают на "встречку", не имея другого выбора, а в итоге им приходиться либо лишаться прав, либо "решать вопрос на месте". В обоих случаях, когда нарушение происходит неумышленно, водители остаются беззащитными и отстоять их невиновность практически невозможно.
Езда по "встречке"
Вряд ли найдется автовладелец, который хотя бы раз в жизни не выезжал на встречную полосу движения или не пересекал двойную сплошную. Как известно, такое нарушение карается лишением прав. Однако не всегда это нарушение происходит по вине водителя. Существует множество случаев, когда водитель просто вынужден прибегнуть к такой крайней мере, чтобы завершить начатый маневр.
Одной из причин выезда на встречку в крупных городах является парковка автомобилей вдоль обочины дороги. Особенно опасна ситуация, когда полосы движения узкие, и линия парковки занимает практически всю проезжую часть. Конечно, чтобы объехать это препятствие, водителю приходится выезжать на встречную полосу.
Еще одна ситуация касается неисправности дорожного полотна. Особенно в пригородах и отдаленных регионах страны дороги буквально испещрены рытвинами и ямами. Для водителя такой путь превращается в езду с препятствиями, объехать которые представляется возможным только заехав на двойную сплошную.
А бывают случаи, когда впереди стоит или движется тихоходное транспортное средство, или автомобиль включил "аварийку", объехать эти препятствия на дороге иначе не получается. Эти две ситуации зачастую становятся промыслом сотрудников ГИБДД, которые прячутся тут же в кустах. Даже если это и не ловушка гаишников, то они обязательно во всех перечисленных случаях будут находиться здесь же. Парадоксом это уже не назовешь.
Дальше сценарий развивается по двум направлениям: либо сотрудники ГИБДД оформляют протокол и через суд лишают прав, либо предлагают "урегулировать" вопрос на месте. Обескураженному водителю зачастую приходится выложить кругленькую сумму. Именно на подобные случаи ссылаются юристы, говоря о детализации всех случаев. Эксперты АЮР считают, что данная статья КоАП дает в руки коррумпированным гаишникам неограниченную власть, которой они с успехом пользуются.
Это, конечно, не означает, что нужно разрешить выезд на встречную полосу. Иначе такая ситуация будет грозить полным коллапсом. Речь идет не о злостных нарушителях, которых нужно наказывать, как можно строже, а о тех случаях, когда выезд на встречную полосу является незначительным, а у водителя нет другого варианта действия.
Эксперты также отмечают интересный факт, что платить за все приходится водителям. Никого не штрафуют за парковку в неположенном месте, не убирают с проезжей части тихоходное средство, не предупреждают о поломке автомобиля на дороге, а также не пытаются хотя бы частично починить дорожное полотно. Инспектор ДПС даже не пытается выяснить обстоятельств ситуации, да и зачем, он и так все знает. А иначе останешься без ежедневного "заработка".
Необходимо ли смягчить наказание за езду по "встречке"?
Никто не говорит о том, чтобы позволить ездить и выезжать по встречной полосе или не глядя пересекать двойную сплошную. Юристы говорят об адекватности наказания в сложившейся ситуации. Эксперты приводят статистику. Только с начала текущего года за выезд на встречную полосу прав лишилось 85 тысяч человек, и только 4 автовладельца смогли отделаться предупреждениями.
Эксперты считают, что из 85 тысяч случаев не может быть 100 процентов нарушителей. Но инспекторов ДПС и судей это мало волнует. И тем и другим нужно делать статистику. В связи с этим юристы предлагают дифференцировать все возможные случаи выезда на встречную полосу и согласно проведенной детализации назначить сетку штрафов. Так, они предлагают за незначительный выезд на встречную полосу или двойную сплошную ввести небольшой штраф, за выезд на "встречку" на полметра - уже существенный. Ну а для любителей ездить по встречной полосе движения, конечно, только лишение прав.
Кстати, хорошо бы, если бы данное положение распространялось и на автомобили со спецсигналами, которые, ежедневно игнорируя интересы остальных участников движения и подвергая риску их жизни, летят по "встречке". Однако, они-то и остаются безнаказанными, хотя количество таких нарушений зашкаливает.
Кроме внесения изменений в КоАП и ПДД эксперты АЮР также предлагают и другие инициативы. Они считают необходимым проводить лекции по безопасности дорожного движения для всех без исключения автовладельцев и водителей. Кроме того, необходимо также читать юридические лекции, чтобы все участники дорожного движения знали свои права и умели их отстаивать. Для водителей долгое время не имевших практики вождения обязательны курсы переподготовки.
С экспертами и юристами АЮР полностью согласны водители. Они одобряют их мнение. Однако, против смягчения административного наказания за выезд на встречную полосу движения высказались сотрудники МВД. Они считают, что за любой, даже малейший выезд на "встречку", необходимо лишать прав. По их мнению, сами ПДД и наказания за нарушения нужно не смягчать, а постоянно ужесточать.
Как отмечают эксперты, идея хорошая, но, скорее всего, нереальная. В смягчении наказания никто не заинтересован. Поэтому сотрудники ГИБДД, даже если бы такая идея поступила на рассмотрение и одобрение правительства, не станут вымерять, на сколько сантиметров водитель выехал на встречную полосу или пересек двойную сплошную. Камеры фотовидеофиксации не выдают числовых параметров. Поэтому вилка штрафов окажется попросту невостребованной. Гаишники все равно будут вменять выезд на встречную полосу и лишение прав.
Едва ли такая идея, которая, напомним, является лишь предложением АЮР, дойдет до законодательной инициативы. Даже если она поступит на рассмотрение, то понадобится долгое время, чтобы пересмотреть КоАП и ПДД в этой части, выработать четкую схему дифференциации нарушений и наказаний за них, а также прийти к согласию между заинтересованными сторонами. Еще столько же времени понадобится для рассмотрения и принятия закона.
Некоторые эксперты считают, чтобы улучшить положение водителей, необходимо идти другим путем. Нужно штрафовать за парковку в неположенных местах и, если надо, убирать автомобили эвакуатором на штрафстоянку. Может подобная мера заставит автовладельцев стать более дисциплинированными. Нужно установить камеры слежения за гаишниками, которые чаще всего чинят подобный беспредел. Только после искоренения коррупции можно говорить об изменении законодательной базы. В противном случае, как ни крути, любые усовершенствования превратятся в лишний источник доходов для нечестных на руку сотрудников ГИБДД.
Пока же предложение остается лишь предложением, а водителей продолжают жестко наказывать за малейший выезд на встречную полосу, рассматривая его как создание опасной ситуации для остальных участников движения.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Другие статьи по теме:
Как определить дату выпуска аккумулятора?
Обзор женевского автосалона 2011
Приморские экипажи впервые примут участие в трофи-рейде «ЛАДОГА»
130 км/ч могут ввести уже в мае
Презентация автомобиля Lada Granta с автоматом состоится в автосалоне АТМ
ТАМ ГОРОД ФОНТАНОВ
Шумовая разметка спасает жизни
"Золотых" туалетов не будет
Кто во что горазд
О порядке обмена водительского удостоверения
|