Учиться лучше заранее!
Зимой управлять машиной довольно сложно, и, конечно же, для этого требуются особые навыки. Зачастую инструкторы в автошколах уделяют контраварийному вождению и правильному торможению минимум времени или не уделяют вовсе. Как следствие, столкнувшись с гололедом или заснеженной дорогой, новоиспеченные водители просто теряются и не могут выбрать правильный режим движения, а при развитии аварийной ситуации не могут скоординировать свои действия и выйти из неё без последствий. Именно поэтому мы решили напомнить начинающим водителям основы безопасного вождения. Тем же, кто считает себя профессионалом, совсем не лишне будет еще раз вспомнить полученные ранее навыки. Как говорится, «безопасности много не бывает».
В первую очередь следует всегда обращать свое внимание на исправность тормозной системы автомобиля и на погоду. Если за окном «минус», то логично предположить, что растаявшую с вечера кашицу запросто могло за ночь подморозить и на дорогах образовался наст. Учитывая это, следует выбирать такой скоростной режим и дистанцию в потоке, при которых вы сможете в случае изменения дорожной ситуации самостоятельно остановиться в любой момент. Это прописные истины, и вряд ли стоит тратить наше время на них. Поговорим лучше об особенностях управления переднее- и заднеприводными автомобилями, и вместе с тем развеем миф о том, что с полным приводом навыки зимнего вождения вовсе не нужны.
На автомобилях с задним приводом при движении по гололеду задние колеса будут все время пытаться уйти в сторону, как шутят водители «догнать передние», и особенно это происходит при движении в гору. Возникает подобный занос даже при умеренном скоростном режиме, и виной тому могут быть неровность дорожного покрытия, неравномерный износ протектора шин, плохая проворачиваемость передних колес (закусывает тормозные суппорты), износ подшипников ступицы колеса да и неумелая рулежка тоже может его спровоцировать. В такой ситуации безопасности ради не стоит нервничать и паниковать. Прежде всего, следует снизить скорость (не резко) и постараться компенсировать, поймать траекторию, выворачивая руль в сторону заноса, то есть куда пытается ехать (пардон) зад вашей машины, в ту сторону и следует выворачивать руль. Главное - не переусердствовать и ловить траекторию как можно мягче, без резких усилий на педаль газа и тормоза.
На переднеприводном автомобиле действия водителя при заносе практически те же, что и в случае с задним приводом, только с той поправкой, что иногда газ не только не стоит сбрасывать, а, наоборот, прибавлять, поскольку машину не толкает задняя ось (как в случае с задним приводом), а тянет за собой передняя, и куда смотрят передние колеса, туда и будет двигаться машина. Конечно же, это не касается спуска под уклон, где существенную роль сыграют центробежные силы и вес машины. Сбрасывать скорость следует всегда заблаговременно до совершения поворота и, независимо от привода, пользоваться педалью тормоза, резко ускоряться или резко выкручивать рулевое колесо в поворотах не рекомендуется. При совершении поворота следует придерживаться той траектории, которую зачастую используют в автомобильном спорте, а именно начинать входить в поворот по малой дуге, придерживаясь внутренней части поворота, конечно же, обращая внимание на разметку, чтобы в случае срыва колес в занос оставалось время и пространство для маневра.
В случае с мануальной трансмиссией следует помнить, что при заносе выжимать сцепление не рекомендуется. Работа рулём всегда остаётся предпочтительнее, причем как на заднеприводном автомобиле, так и на переднеприводном. И лучше переключать передачу заблаговременно до выезда на опасный (обледеневший) участок дороги или до вхождения в поворот.
Теперь настала очередь полного привода. Для трансмиссий, с жестко подключаемыми приводами (осями), характерна такая особенность: при попадании на голый лед в режиме 4WD машина уходит в занос намного быстрее, чем с передним приводом. Происходит это потому что, как мы и говорили ранее, переднеприводной автомобиль «тянет» вес за собой, а заднеприводной толкает его впереди себя. Вот такое одновременное тяни-толкай при не соблюдении адекватного скоростного режима на поворотах и способно гораздо быстрее развернуть машину и, как следствие, загнать ее в неуправляемый занос. Немного похожая ситуация происходит с трансмиссиями, работающими в режиме постоянного полного привода (Full Time), где с помощью многодисковой муфты происходит перераспределение крутящего момента между передней и задней осью. В такой трансмиссии, как правило, крутящий момент добавляется уже постфактум, то есть в момент срыва колес в занос, и не всегда эта дополнительная проворачиваемость способствует выравниванию траектории движения машины. Одним словом, независимо от привода всегда важно следить за скоростью и стараться прогнозировать развитие ситуации, то есть снижать скорость заблаговременно перед пешеходными переходами, перекрестками, поворотами и т. д. И еще: всегда остерегайтесь выезда на обочину на большой скорости в зимний период, так как разное сопротивление дорожного чистого полотна и вязкого снега на обочине приведет к тому, что ваш автомобиль развернет и стянет с дороги.
Следующим, не менее важным фактором, влияющим на безопасное вождение, является умение водителя пользоваться тормозами. Конечно же, надавить на педаль тормоза не составляет труда. Но тогда скажите, зачем автопроизводители ломали себе голову, создавая различные электронные системы (к примеру, «брейк-ассит»), которые дотормаживают или дожимают педаль тормоза за водителя в аварийной ситуации. Хотим мы признавать или не хотим, но электроника в некоторых ситуациях гораздо быстрее нашей реакции. Так и в случае с экстренным торможением: если в вашей машине имеются системы стабилизации, то будет лучше (а что остается еще) положиться на них. Следует помнить, что АБС работает только при уверенном нажатии на педаль тормоза, и дрожь ощущаемая в этот момент от педали, – нормальное явление, свидетельствующее о рабочем состоянии системы, которая на доли секунды притормаживает каждое колесо в отдельности (в зависимости от степени его сцепления с дорогой) и не дает тем самым автомобилю сорваться в занос. Главным преимуществом АБС является возможность управлять машиной при торможении, что позволит объехать препятствие и избежать столкновения. Необходимо учитывать, что иногда тормозной путь у автомобилей с АБС немного больше, чем у машин без нее. При отсутствии системы, втаптывать педаль тормоза в пол не рекомендуется, лучше тормозить ступенчатым или прерывистым способом, чтобы в случае заноса иметь возможность контролировать направление движения. Также строго не рекомендуется при наличии каких-либо стабилизационных систем отключать их в зимний период – от них зачастую зависит сохранность жизни.
И последнее, об условии, не относящемся к вождению, но напрямую влияющем на его качество, о комфорте. Все мы зимой любим утепляться в пуховики и шубы, в которых за рулем сидеть не очень-то и удобно. Не пожалейте времени и отрегулируйте кресло и рулевое колесо таким образом, чтобы вам было удобно крутить рулем, а зеркала читались хорошо при беглом взгляде. Также следует обратить внимание на чистоту стекол, фар и работоспособность обогрева.
Учиться лучше заранее!
Покупая машину, зачастую мы даже не подозреваем, на что она способна. Между тем, знать запас прочности тормозных и ходовых характеристик своей машины в зимний период очень даже полезно. И лучше будет прочувствовать их заранее, чем получить сюрприз в экстренной ситуации. Рекомендуем самостоятельно пройти небольшой курс экстремального вождения на личном автомобиле. Найдите площадку с обледеневшим покрытием (в идеале – автодром) и попробуйте потренироваться в управлении заносом. Для этого расставьте пять – шесть пустых картонных коробок в ряд (если есть, то лучше конусы) на расстоянии 6–7 метров друг от друга и научитесь объезжать их, не сбивая и не пользуясь педалью тормоза. Еще одно упражнение, которое мы хотели бы порекомендовать водителям, чей автомобиль имеет антиблокировочную систему, – экстренное торможение. Расставьте четыре коробки на расстоянии трех метров друг от друга таким образом, чтобы они образовали квадрат. Попробуйте разогнать автомобиль сначала до скорости 10 км/ч и, используя однократное нажатие на педаль тормоза, остановить его в обозначенном коробками квадрате. Проделайте то же самое на скорости 20, 30 и 50 км/ч.
Когда научитесь самостоятельно справляться с торможением на льду и «змейкой», можете попрактиковаться в управлении заносом, но делать это без инструктора мы не рекомендуем. Лучше обратиться за получением полезных навыков в школу экстремального вождения, благо таковых в Казахстане имеется множество. Главное, не спешите говорить себе: «это я знаю» или «это я умею». Ваша безопасность и безопасность ваших пассажиров, однозначно, стоит затраченного времени и средств на получение любых знаний, способных предупредить аварийную ситуацию.
Текст: Эдуард Кричевский
Фотоматериал: архив Pitstop
Другие статьи по теме:
Водитель "Газели", сбивший девочку в Абакане, находился в состоянии наркотического опьянения — МВД
Hyundai Azera - выполнение плана
Обзор мировых новинок тюнинга
Предприниматель Николай Елистархов, член партии «Сильная Украина»:
К ЛЕТУ ГОТОВ!
Шумоизоляция автомобиля
Мать сбитого сыном главы ГИБДД обратилась к Путину
Ужас на дороге в Бердянском районе: в аварию попала семья — двухлетний ребенок погиб на месте
PHARAON V22: Автомобильная охранная система с двусторонней связью и автоматическим запуском двигателя
ДВУХКОЛЕСНАЯ ИГРУШКА УЖЕ СТОИЛА ЖИЗНИ 15-ЛЕТНЕМУ МОПЕДИСТУ!
|