ПРЕДЫСТОРИЯ
Похоже, Fiat вышел наконец из состояния летаргического сна. Почивая на лаврах успехов таких моделей, как Panda, Unor Tipo, он как-то незаметно потерял что-то свое, оригинальное и присущее каждой серьезной фирме. При упоминании имени Fiat в голову не приходит ничего, кроме массовых (пусть и весьма популярных) семейных автомобилей малого и среднего классов. А ведь были времена, когда в Европе блистали Fiat 508 С Mille Miglia (то было еще до войны — в конце 30-х), 1100D (одна из первых попыток возродить производство спортивных автомобилей после второй мировой — 1947—1959 г.г.), 2300 S (элегантная модель, разработанная фирмой Ghia, 1961—68 г.г.). Последним купе фирмы Fiat (не двухдверным седаном, а именно купе, хотя и выполненным на базе обычного седана) была модель 128 Зр, производство которой прекращено еще в 1979 году. Существовала, правда, еще модель X 1/9, совместного производства с кузовной фирмой Bertone, да и та несколько лет назад приказала долго жить.
Но, судя по всему, в Турине все же не смогли обойтись без новой звезды первой величины, и взоры конструкторов и дизайнеров вновь обратились к автомобилям с ярко выраженным спортивным характером. Тем более что этот сектор рынка в Европе, которая и является основным потребителем продукции концерна, значительно вырос за последнее время. С 1987 года продажи автомобилей этого класса выросли здесь вчетверо (с 0,4 до 1,6 % от общего количества) и составили в 1992 году 200000 единиц.
Итак, прошло без малого полтора десятка лет от забвения до возрождения автомобилей с кузовом купе марки Fiat.
На разработку нового
спортивного автомобиля Coupe Fiat — от первых эскизов до начала производства — затрачено три года, и шла она в тесном сотрудничестве между дизайн-центром концерна Fiat и кузовным ателье Pininfarina. Последнее и будет выпускать Coupe (планируется выпуск около 100 штук в день). Мишина по своему назначению настолько новая, что там даже не стали особо мудрить с названием: просто Coupe (т. е. купе) — вполне достаточно ввиду явной эксклюзивности автомобиля. Coupe предстанет в четырех вариантах: с /вумя разными двигателями плюс два уровня оснащения — более крутые версии будут обозначаться Plus.
ДИЗАЙН
Первая мысль: это все что угодно, но только не Fiat. И если попытаться охарактеризовать дизайн автомобиля одной фразой, то сюда лучше всего подошло бы слово «необычный».
Во-первых, необычно весьма унылое выражение «лица», т. е. передка, о чем мы уже однажды упоминали (см. АР № 17, 1993). А определяется столь милая «мордочка» необычной формой решетки радиатора, прорезями воздухозаборника в бампере и, главное, огромным интегрированным капотом «аллигаторного» типа со сложной пластикой, заходящим на боковины машины. В ка
пот вмонтированы очень выразительные фары головного света — комбинации из двух круглых элементов (пик моды!), закрытые прозрачными плафонами волнистой формы. Расположены блок-фары достаточно высоко, благодаря чему меньше загрязняются. Тем не менее по заказу на них можно установить омыватели и стеклоочистители.
Совсем сиротливо на большом капоте (вместо привычного места на решетке радиатора) смотрится фирменная эмблема из четырех наклонных полос. Но теперь это одна из деталей нового фирменного стиля, начатого еще Cinquecento и про долженного теперь моделями Punto и Coupe.
Самые оригинальные элементы стайлинга находятся на боковинах кузова. Ими являются два глубоких косых надреза над колесными арками. Передний определяет нижнюю кромку капота, а задний вторит ему, прекрасно гармонируя со скошенным бампером и плавной линией «пузатого» заднего крыла. Чтобы сконцентрировать внимание на этом стилистическом решении, с боковин убрали все лишнее: даже ручки дверей перенесены на средние стойки, и лишь едва заметны надпись Pininfarina да крохотная лампочка повторителя указателя поворота.
Интёресна и задняя часть машины. Опять же ничего лишнего — боль
шая крышка багажника, интегрированный бампер, четыре круглых задних фонаря — и все. Можно провести аналогии с Ferrari 456GT (см. АР № 1, 1993) — напомним, что Ferrari входит в группу Fiat, а модель 456GT также разрабатывало ателье Pininfarina.
И еще два интересных момента: хромированная пробка алюминиевого бензобака выведена на правое заднее крыло (чтобы не терять много времени при заправке?), а задний «дворник» вмонтирован прямо в стекло. Завершают экстерьер литые легкосплавные 15- или 16- дюймовые диски с резиной размерностью 205/50 ZR15HAH 205/50 ZR16.
В результате получилось то, что называется узнаваемостью: при всем своем современном виде у Coupe нет даже и намека на уже начинающую надоедать «замыленность» форм.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
В качестве силовой установки предлагается рядный 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель рабочим объемом 1995 куб. см в двух версиях: атмосферной (\А2 л. с. при
6000 об/мин и 180 Нм при 4500 об/мин) и с турбонаддувом (195 л. с. при 5500 об/мин и 290 Нм при 3400 об/мин). С ними Coupe достигает максимальной скорости 208-и 225 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 9,2 и 7,5 секунд соответственно. Двигатели эти довольно пожилые — ими (правда, в менее форсированных вариантах) давно уже оснащаются модели Сгота, Тетрга и самая заряженная версия Tipo. Оба имеют стальной блок и алюминиевую головку цилиндров, оснащены двумя распредвалами, приводимыми зубчатым ремнем, двумя балансировочными валами, электронной системой зажигания и впрыска топлива Marelli IAW с антидетонирующей функцией (детонация обнаруживается сенсором в блоке цилиндров и нейтрализуется автоматически изменением опережения зажигания и давления наддува). Среди особенностей двигателей отметим наличие самодиагностики системы Marelli IAW с постоянной энергонезависимой памятью. При техническом обслуживании достаточно соединить ее с тестером, чтобы увидеть необходимые данные на мониторе.
На Coupe применена 5-ступенчатая коробка передач и сухое однодисковое сцепление с гидроусилителем. Ведущие колеса — передние.
На турбонаддувных версиях в качестве стандартного оборудования в трансмиссии устанавливается вискомуфта. На ней-то стоит остановиться подробнее. Не иначе, как в Турине решили приблизиться к известным преимуществам полноприводных конструкций, сохранив (и тем самым немало сэкономив!) вариант с приводом только на передние колеса. Достигнуто это благодаря виско- муфте, соединенной с дифференциалом. Для чего используют вискомуф- ту? При пробуксовке одного из колес и повышении скорости его вращения увеличивается вязкость силиконовой жидкости в муфте, и на это колесо передается меньшая часть крутящего момента, а большая его часть идет на колесо с большей сцепной способностью и, соответственно, меньшей скоростью вращения. Но применялась до сих пор вискомуфта преимущественно на полноприводных версиях легковых автомобилей, причем в роли межосевого дифференциала.
Применив такую систе-
му на переднеприводном спортивном автомобиле, Fiat, очевидно, завалил сразу нескольких зайцев. Во-первых, улучшается разгон при старте на покрытии с неравным (несимметричным) коэффициентом сцепления под разными колесами. Во- вторых, частично излечивается склонность «пе- реднеприводников» к сносу при прохождении поворотов на большой скорости, не последним фактором которого является как раз начало пробуксовки разгруженного внутреннего к повороту колеса (при этом на внешнее, нагруженное, колесо момент вовсе перестает подаваться). В варианте же с муфтой большая часть крутящего момента будет передаваться на наружное, более нагруженное колесо.
ХОДОВАЯ
ЧАСТЬ
На Coupe использована независимая подвеска всех колес. Спереди — McPherson с литыми нижними рычагами, закрепленными на мощном подрамнике, который, в свою очередь, через виброизолирующие прокладки крепится к кузову. Такая конструкция в сочетании с высокой жесткостью кузова на изгиб и кручение и отрицательным плечом обкатки обеспечивает постоянство геометрии подвески даже в критических ситуациях. Сзади — про
дольные рычаги на конических подшипниках, пружины и амортизаторы с сегментными клапанами. Все это также смонтировано на подрамнике — для большей жесткости и виброизоляции. Очень компактная задняя подвеска дала возможность сделать ровным пол в багажнике, заодно увеличив его объем. Конструкция, в об- щем-то, не новая и хорошо известная: практически без каких-либо изменений ходовая часть Coupe заимствована у модели Tipo.
На всех колесах установлены дисковые тормоза с гидроусилителем: спереди — вентилируемые (при этом их толщина всего 54 мм) и диаметром 284 мм, сзади — 240 мм. В качестве дополнительного оборудования предлагается 3-канальная анти-
блокировочная система на все колеса.
На всех версиях в стандартное оснащение входит гидравлический усилитель рулевого управления.
ИНТЕРЬЕР И КОМФОРТ
Работая над внутренней компоновкой и убранством салона, конструкторы попытались объединить черты спортивного автомобиля с удобствами семейных машин. Идея довольно интересная, поскольку дает возможность использовать автомобиль не только как скоростной снаряд на автостраде, но и действительно приобщить людей к активному образу жизни.
Главным результатом такой политики стал очень вместительный салон на четырех человек. Именно на четырех, а не 2 + 2, когда заднее сиденье может принять либо двоих детей, либо пару коробок с новой обувью. Здесь же на заднем сиденье шириной 1312 мм с комфортом разместятся двое взрослых людей. Эта просторность достигнута использованием точной математической модели для комплексного анализа и описания любых возможных вариантов компоновки внутреннего пространства. Даже багажник сконструирован с учетом требований к автомобилям этого типа, а объем его доведен до 295 куб. дм.
Тем, кто садится назад, помогают широкие двери с большим углом открывания и складывающиеся передние сиденья. Тем же, кто сидит спереди, жизнь облегчает специальное устройство с памятью, возвращающее сиденье после того, как последнее наклонили и сдвинули, в первоначальное положение, избавляя ездоков от постоянных регулировок!
Передние сиденья несомненно спортивны по форме и гарантируют хорошую боковую поддержку на виражах. Левая часть заднего сиденья может складываться, позволяя перевозить в багажнике длинномерные предметы — лыжи или, например, полную экипировку для игры в гольф.
Приборная панель решена в стиле а'ля шестидесятые: четыре круглых аналоговых прибора размещены в ряд. Прибавьте к этому ее цвет — в тон кузова (хотя сам салон — будь то кожа или высококачественная ткань — выполняется только в черной гамме), и станет ясно, что и здесь играет нотка «ностальжи» по былым спортивным успехам машин марки Fiat.
Помимо своего внушительного спортивного вида, трехспицевое рулевое колесо, обшитое кожей, имеет регулировку в двух плоскостях: по высоте и в осевом направлении.
Микроклимат в салоне поддерживает система вентиляции с раздельной подачей холодного и горячего воздуха соответственно в верхнюю и нижнюю части салона. Воз
можна установка кондиционера (он входит в стандартную комплектацию на версиях Plus), включающего в себя пыльцевой фильтр, который задерживает 100 % пыльцы в воздухе, до 90 % пыли, 50 % бактерий, асбестосодержащие вещества и частично табачный дым.
Борьбой с внутренним шумом занимаются звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и экраны, опоясывающие весь салон и моторный отсек, балансировочные валы в двигателе и устройства, гасящие вибрацию там, где она возможна: в ходовой части, подвеске двигателя, выхлопной системе.
БЕЗОПАСНОСТЬ
И
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
В плане пассивной безопасности значительную роль играют энергопоглощающие зоны в конструкции кузова, позволяющие сохранить жизненное пространство пассажиров при различных видах столкновений. Плюс смонтированные в дверях брусья на случай боковых ударов, травмобезопасная рулевая колонка, рулевое колесо EAS (Energy Absorbing Steering — поглощение энергии удара) со специальным полиуретаном в обшивке, сиденья с переменной жесткостью и специальной конструкции, предотвращающие сползание под поясную лямку ремня безопасности при резких торможениях (для всех четырех пассажиров предлагаются 3-точечные ремни безопасности, а на передних
сиденьях еще и с автоматическими натяжителями на случай аварии). Кроме этого, по заказу могут быть установлены надувные подушки безопасности для сидящих спереди. Система FPS (Fair Prevention System — система предотвращения огня) в случае аварии перекрывает подачу топлива в двигатель, а специальный клапан в бензобаке одновременно предотвращает вытекание из него топлива.
Для защиты окружающей среды применен целый комплекс мероприятий: на Coupe установлен 3-ходовый каталитиче
ский нейтрализатор отработавших газов с лямбда-зондом, предусмотрена переработка частей отслуживших свое автомобилей — не только металлических, но и стекол, бензобака, воздушного фильтра, бачка омывателя и т. д. Для этого каждая пластмассовая деталь весом более 50 грамм имеет маркировку для последующей сортировки и переработки. В конструкции не использованы асбест, хром, кадмий и другие вредные вещества.
|