СМЕНИВШИЙ Тьерри Сабина новый руководитель фирмы ТСО (Тьерри Сабин Организасьон) Фенуй — создатель и организатор ралли Атлас и ралли Фараонов — естественно, по-новому подошел к организации соревнований. Причем настолько, что многие не смогли или не захотели понять его. Во многом благодаря позиции Фенуя Дакар не вошел в этом году в число этапов чемпионата мира по ралли-рейдам.
Случился такой конфуз прежде всего потому, что Фенуй не согласился отдать права на телетрансляции на откуп Международной автомобильной федерации. Кроме этого, новому шефу гонки пришлось выдержать целый ряд нападок, связанных с его позицией о запрете какой- либо рекогносцировки, то есть предварительной разведки трассы. Раньше подобное разрешалось, хотя очень немногие команды могли себе позволить запустить разведчиков. В первую очередь, это делали самые богатые «конюшни», и без этого имевшие над конкурентами изрядное превосходство. Теперь шансы команд в какой-то мере уравнивались, а это понравилось не всем. Кроме того, Феную пришлось решать еще более серьезную проблему — проложить по сути новую трассу 16-го Дакара.
Политические осложнения в Алжире, запрет на проезд через Ливию, волнения в Нигерии и Мали исключали эти традиционные для супермарафона территории. Глянем на политическую карту Африки, — и станет ясно, перед каким сложным выбором оказался Фенуй. И все же выход был найден.
Впервые в истории Дакар не только стартовал в Париже, но и возвращался в него. Это огромная петля длиной 13000 километров, причем свыше 5500 километров составляли специальные скоростные участки. Самый короткий, 5-километровый, открывал гонку в Шайи, а
самыми протяженными были 8 — 693 км, спаренные вместе 13-й и 14-й — 855 км и 16-й с 17-м — 1142 км.
Изменений хватало. Когда 28 декабря великий марафон стартовал, многим сперва показалось, что продолжилась прошлогодняя гонка: впереди шел победитель Дакара-93 Бруно Саби на Mitsubishi, а за ним мчались соперники из команды Citroen.
Так длилось до испанской Гранады, где в лидеры вышел единственный за всю историю Дакаров победитель и в классе мотоциклов, и в классе автомобилей француз Юбер Ориоль. Неплохо начали и наши российские гонщики. В Да- каре-94 впервые они выступали абсолютно во всех категориях:в
соревнованиях мотоциклистов (Нифонтов и Поваров), в гонках грузовиков (Московских, Кабиров и Марченков — первые двое на новых двухосных машинах с новейшим вариантом двигателя), а также впервые толь- яттинцы Елизаров, Никоненко, Лакеев и Кривобокое(две испытанных Нивы и два прототипа Самара ТЗ).
Настоящий рейд-марафон, а значит и настоящие испытания, начались, однако, лишь в Марокко. Здесь, на первом же «африканском» спецучастке, разом рухнули все надежды Mitsubishi, повторить свой прошлогодний триумф. Коварная яма, куда угодил Саби и напрочь оторвал себе переднее колесо, стоила одному из главных фаворитов Дакара целых девяти часов. Еще неприятнее для его команды было то, что лучший из гонщиков Mitsubishi — японец Кенжиро Шинозука — шел в тот момент лишь третьим, уступая сразу двум пилотам из команды Citroen.
Правда, вскоре Ориоль откатился из-за неполадок в своей машине аж на четвертое место, и борьба между вечными дакаровскими соперниками Mitsubishi и Citroen обострилась. Конечно, вазовцы не могли конку
рировать на равных с этими сверхмощными и сверхбыстрыми монстрами пустынь, но держались наши гонщики в столь серьезной компании вполне достойно.
Тольятгинцы на Самарах почти все время занимали места в первой десятке, что немало изумляло видавших виды западных журналистов, да и соперников.
Хорошо поначалу вели борьбу и камазовцы, на равных соперничая со скоростными Perlini. Впечатляюще шел по трассе и еще один «почти наш» гонщик — бельгиец русского происхождения Игорь Ам- ромин, выступавший в марафоне Париж-Москва-Пекин в составе одного из камазовских экипажей. На этот раз он сел за руль стандартного внедорожника Nissan Terrano Т1 и пришел в Дакар лидером в своем классе, а в общем зачете занимал высокое девятое место. Лучший из наших — Александр Никоненко был в общем зачете 24-м, что очень неплохо для дебютанта.
Мы уже говорили, что в этом году гонка не финишировала в Дакаре, но у знаменитого Розового озера добравшихся сюда гонщиков как всегда тепло и восторженно приветствовали толпы местных жителей — верных и теперь уже постоянных поклонников автоспорта. К этому моменту в гонке оставалось на треть меньше участников: 86 автомобилей, включая грузовики, и 64 мотоциклиста. Возглавлял же гонку Пьер Лартиг (Citroen), почти на час отставал Шинозука, далее были Ориоль и Фонтене с Вебером.
Посля дня отдыха караван ушел из Дакара. И почти сразу выбыл из гонки Эрвин Вебер (Mitsubishi). Впрочем, все заранее знали, что на этом участке будет нелегко. Именно здесь начинался этап состязаний, где пилотам запрещено пользоваться помощью техничек.
Под безжалостными лучами африканского солнца растаяла или получила теп
ловой удар не одна радужная надежда. Так, например, Вебер, вынужденный стартовать чуть ли не в самом хвосте автокаравана, перестарался в стремлении нагнать уходящих лидеров и умудрился перевернуть свой необыкновенно устойчивый Pajero.
После некоторых колебаний шеф команды Mitsubishi Ульрих Бремер решился-та- ки снять свой невезучий экипаж с гонки. Но это были только цветочки.
Этап от Атара до Нуадибу оказался настоящим кошмаром даже по самым строгим дакаровским меркам. Зыбучие пески пустыни не давали никакой возможности двигаться вперед. За час участникам удавалось пройти десяток-другой километров. Время, отведенное на прохождение дистанции, таяло так же стремительно, как и силы возившихся в песке спортсменов. Возможно, многие гонщики так и копались бы здесь бесконечно, если бы Совет спортивных комиссаров не решил остановить эту бессмысленную борьбу. Решение было, бесспорно, правильным, но команда Mitsubishi к этому времени настолько ушла вперед от остальных, что просто-напросто выпала из поля зрения организаторов. Между тем, три ее экипажа с титаническими усилиями одолели- таки спустя сутки расстояние в 300 километров до промежуточного финиша и только та м, совершенно обессиленные, узнали, что их подвиг был напрасным. Все остальные менее упорные участники, включая команду Citroen, уже спокойно ехали к старту следующего этапа.
В результате не успевавшие на этот старт пилоты Mitsubishi, согласно правилам соревнований, должны были быть наказаны, что, согласитесь, несправедливо. Ставшие, по сути, героями Дакара, гонщики не поехали дальше, так как руководство Mitsubishi, не найдя понимания у организаторов гонки, решило снять всю свою команду. Что ж, бывает и такое.
Оставшиеся без конкурентов пилоты команды Citroen теперь могли относительно спокойно катиться себе дальше до Парижа, что они с успехом и сделали.
Настоящего сопротивления Лартигу с Ориолем не смог оказать никто, даже... наши тольяттинцы и камазовцы. К сожалению, новые дву
хосные грузовики из Набережных Челнов вообще оказались «сыроваты» пока для Дакара — у обеих машин самым слабым местом оказался двигатель, не выдержавший жара пустынь и гонки. Почти та же беда случилась и с вазовскими прототипами. Одна из новенькихсупер-Самар
сгорела вообще — счастье еще, что экипаж не пострадал.
Единственным «выжившим» среди всех российских участников стал экипаж Лакеев—Кольчугин, занявший в итоге 41-вместо. Но к Дакару, поверьте, вполне применим олимпийский принцип — главное не победа, а участие. А победы, надо верить, еще будут.
|