Как мы уже писали (см. АР № 2, 1994), в этом году действуют новые правила Truck- Racing. На этот раз, чтобы не повторяться, мы свели основные законы в отдельную табличку. Ныне борьба ведется в двух категориях: Supertrucks, то есть «супергрузовики» и Race Trucks, «гоночные грузовики». «Суперам» разрешаются практически любые переделки и отклонения от базовой модели — эта категория рассчитана на команды, которые могут создавать настоящие гоночные болиды. А машины, участвующие в Race Trucks, должны быть оборудованы так, будто только сошли с заводского конвейера.
Забегая вперед, скажем, что именно поэтому все основные силы сейчас сосредоточены в Supertrucks, а на долю Race Trucks осталось лишь несколько громких имен:ТойнисХолстедж
(Scania), Бойе Овербринк (Volvo), Дик Понтайн (White), Рейнхильда Браун (Mercedes) и некоторые другие.
Сами соревнования, как и прежде, проводятся в течение двух дней, но для команд они начинаются на день раньше. Все, что написано ниже, справедливо для обеих категорий — Supertrucks и Race Trucks.
По пятницам проходят две свободных тренировки: пилоты осваивают трассу, про
буют силы. После этого — тренировка на время, по итогам которой гонщиков делят на «четную» и «нечетную» подгруппы (это связано с пропускной способностью трассы).
В субботу, после свободной тренировки, — квалификационные заезды на 10—15 кругов для каждой подгруппы (количество кругов зависит от длины трассы). И, наконец, финал (15—25 кругов), на старте которого машины расставляются по итогам квалификационных заездов: слева первая подгруппа, справа вторая.
Десятке лучших гонщиков начисляются очки от 10 до 1 в квалификационном заезде и от 20 до 1 — в финале. Кроме того, шести маркам-победительницам финала, как и раньше, выставляются очки от 9 до 1.
В воскресенье все процедуры повторяются, а после этого очки «квалификаций» и финалов суммируются... Уф! Не очень-то просто, верно?
Я СЕГОДНЯ ИХ ЗА УЖИНОМ СКУШАЮ...
Примерно так можно передать настроение, с которым Mercedes вступил в новый сезон. Фирма по-прежнему официально не имеет собственной команды, но, как и раньше, вкладывает огромные деньги в финансирование «своих» гонщиков. В этом году даже информацию для журналистов впервые готовит пресс-служба само
го концерна, а не каждая «мерседесовская» команда в отдельности — это еще одно подтверждение серьезных намерений.
Итак, теперь Mercedes сосредоточил все свои силы на классе Supertrucks. Старые тягачи 1450S мощностью 1600 л. с. < самые мощные в истории соревнований!) ушли со сцены, а на смену им швейцарская тюнинговая фирма Larag подготовила четверку машин с индексом 1834S.
На первый взгляд, новые грузовики мало отличаются от предшественников, но, прежде всего, здесь стоит новый двигатель V6 с двумя турбокомпрессорами, сдвинутый назад для лучшей раз- весовки. Улучшилась геометрия выпускных труб, а впускные коллекторы выполнены из углепластика и весят всего 3 кг. Турбинные колеса пока стальные, но идут пробы более легких конструкций, и особые надежды возлагаются на керамику. Если керамические колеса окажутся надежными, то удается снизить время выхода компрессоров на рабочий режим, уменьшить расход топлива и дымность на старте.
Следующее новшество — топливный насос высокого давления, где за счет изменения формы кулачков скорость впрыска увеличена на 60 %, а распылители форсунок имеют по пять отверстий вместо четырех.
Такой двигатель рабочим объемом 11,3 литра развивает 1000 л. с. при 2000—2200 об/мин, 3800 Нм при 1600 об/мин, а при максимально разрешенной скорости обороты доходят до отметки 2600. Но как только электронный ограничитель Bosch регистрирует скорость 156 км/ч, мощность двигателя мгновенно падает с 1000 до 240 л. с. Так что теперь «мерседесовских» гонщиков будет почти невозможно дисквалифицировать за превышение скорости...
КПП-«автомат»с
электронным управлением по-прежнему носит марку ZF, но имеет не 4, а 5 ступеней. Есть изменения в шасси: рама усилена, модифицирована подвеска, а ступицы задних колес выполнены из алюминия. И, наконец, тормоза. Так как в этом году дистанция гонок составляет минимум 50 километров (на треть больше, чем в прошлом году), то нагрузка на тормоза еще сильнее. Поэтому форсунки, расположенные под углом 110 градусов к тормозным дискам, выбрасывают в минуту до литра воды на каждый диск.
Изменился и состав гонщиков. Пилотом N2 1 в прямом и переносном смысле остается 40-летний британец Стив Пэрриш. Баловень судьбы, бывший мотогонщик, а ныне трехкратный чемпион Европы в классе С (1990, 1992, 1993 г.г.) уже который год подряд стоит на
вершине соревнований. Его главный спонсор — нефтяной концерн BP Oil, и поэтому весь транспорт команды Пэрриша, от тягача до маленьких мотороллеров, окрашен в фирменный ярко-зеленый цвет.
На красно-белой машине под № 2 выступает француз Жерар Кюне, прошлогодний золотой щэизер в классе А. Воля к победе сыграла с ним в прошлом сезоне злую шутку: несмотря на то, что набранные очки обеспечивали «золото» при любом исходе гонок, Кюне на предпоследнем этапе Цольдер бросился вдогонку за ЗИЛом Ричарда Уокера. В итоге — двойной переворот через крышу (!), три сломанных ребра... и почетный кубок чемпиона.
Третий грузовик пилотирует начинающий «трак- рэйсер», 26-летний Фриц Кройцпойнтер или, как он себя называет, Фриц К. Молодой электрик успел, завоевать несколько титулов в формуле Ford, принимал участие в гонках DTM, был членом команды Sauber- Mercedes, но после, вопреки ожиданиям, выбрал не Формулу-1, а гонки грузовиков. Вот только соответствующей категории в водительских правах у Фрица пока нет — что, впрочем, не мешает ему защищать честь флага Mercedes.
Всю зиму журналисты гадали, кто будет сидеть за рулем тягача, окрашенного в традиционный бирюзовый
цвет команды Денхардта (сам 62-летний гонщик, закончив спортивную карьеру, ушел в тренеры). Выбор пал на шведа Слима Боргудда. «Гоночные» достижения Боргудда хорошо известны (дважды он становился чемпионом Европы, в позапрошлом году стал третьим в классе В), а вот о его прежней работе знают немногие.
Боргудд начинал ударником в блюз-бэнде Lea Riders, после совершил турне с великим джазистом Б.Б. Кингом, играл в Датском филармоническом оркестре, а после был — кем бы вы думали? — ударником группы ABBA. Вот уж где, действительно, музыка и грузовики неразделимы!
НАМ НЕ СТРАШЕН MERCEDES?
Если в прошлом году конкурентов у марки Mercedes в классе С практически не было, то сейчас им приходится считаться с очень сильными соперниками — повторим, что большинство гонщиков- профессионалов теперь выступает именно в категории Supertrucks.
Прежде всего, это англичанин Ричард Уокер. В графе «хобби» своей анкеты, заполненной для альманаха Truck Race, он написал «drinking», то есть «выпивка». Незнаем, как насчет выпивки (на нашей фотографии он Держит вполне безобид-
ную чашку с кофе), а водить тягач Уокер умеет. Сначала он выступал в классе В на машине Leyland, а затем, пересев на Volvo White, выиграл чемпионат Европы 1991 и 1992 годов в классе А.
Но в прошлом году, как мы уже писали, Крис Ходж арендовал ЗИЛ с дизелем Caterpillar, и вскорости за рулем «Никиты» (так прозвали грузовик) уже сидел Уокер. Гонщик сразу будто выпал из игры: по результатам 1993 года он даже не вошел в пятерку сильнейших, хотя и выиграл престижный для англичан Кубок Британии в классе А.
В этом году Уокер, похоже, решил наверстать упущенное... Взгляните на его фиолетовую машину: даже при ближайшем рассмотрении в ней нельзя угадать черты ЗИЛа!
Однако это — ЗИЛ, только преображенный англичанами до неузнаваемости. Его «сердцем» по-прежнему остается «шестерка» Caterpillar рабочим объемом 10,3 литра, но вместо автоматической КПП Allison стоит коробка ZF, изменены подвеска и, разумеется, дизайн. Черные вырезы, как бы проваленные «нос» и «глаза» придают машине несколько зловещий облик; во всяком случае, теперь она может претендовать на звание самого экстравагантного гоночного грузовика.
Сейчас Уокера боятся даже «мерседесовцы». Еще бы! Только на кольце Брэнде Хэтч он пришел первым в воскресной «квалификации» и занял второе место, вслед за Пэрришем.
MAN (этот концерн так же, как и Mercedes, не любит афишировать свою помощь гонщикам) создал три новых тягача в полном соответствии с правилами Supertrucks — для профи-пилотов Ханс- Георга фон дер Марвица, Мануэля Сантоса Маркоса и Ноэля Крозье.
А команда Sisu не успела найти замену 14-литровым
дизелям Cummins, и была вынуждена «зажать» впуск турбокомпрессоров, что не лучшим образом сказывается на результатах. За рулем финских машин в этом году сидят не только заводские гонщики Харри Луостаринен и Минна Куоппала, но также немцы Герд Кербер, Хайнц- Вернер Ленц, чех Карел Па- точка, недовольный тягачом LIAZ (Supertrucks), и его соотечественник Мартин Ко- лоч (Race Trucks).
А команда LIAZ Racing заменила «родной» двигатель на Detroit Diesel и делает ставку на трех гонщиков: ФранкаВойтишека
(Supertrucks), Стана Матей- овского и новичка Петера Чермака (RaceTrucks).
Обзор грузовиков суперкласса завершим «последним из могикан» — машиной Phoenix-MAN. Еще в прошлом году таких тягачей было четыре, но ни один из них не занял призового места (напомним, что Герд Кербер в разгар сезона пересел на Sisu).
Лучшие времена марки Phoenix прошли — увы, небольшое ателье, да еще без мощной финансовой поддержки, оказалось не в состоянии конкурировать со знаменитыми фирмами. Теперь бывшая машина Кербера перекрашена в синий цвети носит двойную эмблему IRU- TIR.
Организации IRU (Международный союз автомобильного транспорта) и TIR
(этитри буквы хорошо знают водители-дальнобойщики, а переводятся они как Международный дорожный транспорт) впервые решили принять участие в гонках грузовиков, и им помогает в этом швейцарский гонщик Рафи Горрет по прозвищу «Рифи- фи». Бородатый Рифифи, немного похожий на гнома, уже десять лет участвует в Truck-Racing — звезд с неба не хватает, зато о нем ходит масса забавных историй. Вот одна из них: когда Горрет пилотировал Mack, машина бы
стро набирала скорость со старта и внезапно теряла ее на прямой. В чем дело? Оказывается, жар от двигателя обжигал гонщику ноги сквозь ботинки, и он инстинктивно отдергивал ступню от акселератора...
ЗИЛ. «ДЕНЕГ НЕТ...
...зато есть пригородный блюз», помнится, пел покойный Майк Науменко. В каком состоянии находится завод ЗИЛ — можно не объяснять, но команда держится и существует, как и раньше, в основном за счет энтузиазма. При этом зиловцы борются в категории Supertrucks с богатыми и великолепно оснащенными командами.
К сезону-94 «боевой» тягач был модернизирован: на нем стоит подвеска с жестко закрепленным задним мостом, малолистовыми рессорами
переменного сечения, где можно добавлять и убирать листы (это позволяет приспособиться к условиям каждой трассы); идут работы по активной подвеске, а к будущему году должен появиться новый 12-литровый двигатель.
Кроме этого, ЗИЛ готовит в помощь Александру Маркину второго «трак-реисера» — Александра Балашова, бывшего картингиста и участника мотогонок на льду. Увы, с ним связана и неудача на первом этапе. В пятницу на свободной тренировке Балашов (было решено, что в Англии будет выступать он, а не Маркин) не рассчитал скорость на мокрой от дождя трассе и врезался в отбойник, погнув лонжероны.
В результате ЗИЛ выбыл из игры, не успев вступить в нее, и, разумеется, не заработал ни одного очка. Впро
чем, «на нулях» закончили первый этап признанный ас Марвиц и англичанин Франклин.
На втором этапе, в Италии, машиной управлял уже Александр Маркин — и пришел шестым в первой квалификационной гонке, но дальше произошел сбой в компьютерной системе, управляющей впрыском топлива... Итог —5 очков
(Франклин и Марвиц вновь не получили ни одного очка).
Не возвращаясь на родину, зиловцы переехали во Францию и к тому времени исправили компьютер. «Раскладка» ЗИЛа на кольце Поль Ри- кар была такой: 7—0, 8—1 (очки, набранные в «квалификации» и финале субботы и воскресенья). Так что после трех этапов ЗИЛ стоит на четырнадцатом месте, обойдя LIAZ Войтишека, Sisu Паточ-
кииЛенца, Volvo White Фрая и Франклина. А Марвиц после двух «нулей» взял сразу 36 очков — неплохой результат, но ох как трудно бороться с четверкой «мерседесовских» гонщиков...
Сейчас ЗИЛ еще в состоянии посылать свою команду за рубеж. Что будет в следующем году — одному Богу известно. Если дела на заводе пойдут еще хуже, то единственная отечественная команда, стабильно выступающая с 1989 года, прекратит существование... Может быть, найдутся спонсоры, способные помочь гонщикам ЗИЛа?
|