СОБЫТИЯ
Первый тревожный звонок прозвучал перед началом сезона — дебютант команды Benetton Джей Джей Дехто (экс-Sauber) на приватных тест-заездах в Сильверстоуне вылетел с трассы и из-за повреждения шейных позвонков был вынужден пропустить две гонки. После Гран При Бразилии в аналогичной ситуации такую же травму получил пилот Ferrari Жан Ллези. Эти происшествия заставили руководителей автоспорта и Формулы-1 задуматься о безопасности болидов, выходящих на старт в этом году, но до начала рокового Гран При Сан-Марино никаких мер принято не было. С другой стороны, пилоты Формулы договорились перед четвертым этаном — Гран При Монако — учредить своеобразный профсоюз гонщиков — организацию, которая могла бы контролировать именно проблемы безопасности. Возглавить ее должен был Айртон Сенна...
Перед гонкой в Имоле события нарастали лавинообразно. Рубенс Баррикелло (Jordan) в пятницу, 29 апреля, в результате вылета с трассы его болида получил перелом носа и другие травмы. 30 апреля, в субботу, Simtek дебютанта Формулы австрийца Роланда Ратценбергера врезался в бетонный отбойник. Гонщик погиб, причем если по официальной версии смерть наступила только в госпитале, куда он был эвакуирован, то через некоторое время стали высказываться предположения, что Ратценбергер был мертв уже на месте катастрофы. Разница существенна — ведь в последнем случае организаторы должны были немедленно закрыть трассу и отменить воскресную гонку, перенеся ее для проведения расследования обстоятельств аварии. Этого сделано не было.
Если причины трагедии с австрийским гонщиком были ясны (на высокой скорости из-за отрыва элементов спойлера прижимающая сила резко ослабла и машина на выходе из поворота потеряла управление), то аварии Лехто, Алези и Баррикелло не имели однозначного объяснения. Во всех случаях машины без видимых причин срывались с поворота, и вряд ли виноваты в этом были сами гонщики. Но одно было ясно: без отмененных в этом году электронных компонентов управления болиды стали менее послушны.
Воскресная гонка началась с аварии. Benetton впервые в этом году участвующего в соревнованиях Лехто застрял на старте. Находившиеся сзади гонщики его успешно объезжали, но Педро Лами (Lotus), стартовавший из предпоследнего ряда, слишком поздно заметил опасность. Его болид врезался в Benetton и, по инерции продолжая движение, пересек трассу. При столкновении колеса и обломки машин перелетели через ограждение и нанесли травмы нескольким зрителям. Стартовая прямая оказалась залита маслом и усыпана обломками.
Пейс-кар на протяжении пяти кругов водил пелетон по,трассе. После того, как стартовая прямая была приведена в порядок, гонка была продолжена.
Вскоре после ее возобновления Williams Айртона Сенны в повороте ТАМБУРЕЛЛО потерял управление и врезался в бетонный отбойник, не огражденный барьером из шин. Подбежавшие работники трассы даже не пытались вытащить Айртона из того, что осталось от его машины, — было ясно, что необходимо немедленное вмешательство медиков. Медицинская бригада с помощью трахеотомии восстановила работу легких гонщика, впоследствии остановилось и было вновь запущено его сердце. Но повреждения оказались необратимыми — перевезенный на вертолете в болонский госпиталь Айртон Сенна да Силва, трехкратный чемпион мира и кумир болельщиков Формулы-1, скончался.
В гонке, которой был дан йовторный старт, случилось еще одно происшествие — резко набирая скорость после пит-стопа, машина Minardi Микеле Альборетто потеряла только что установленное колесо и задела ожидающих на пит-лайн механиков. Повреждения получили представители команд Lotus и Ferrari, чьи боксы расположены вслед за боксами Minardi.
ГИПОТЕЗЫ
Сразу же после роковой гонки появилось несколько противоречащих Друг другу предположений относительно того, что же было причиной трагедии с Сенной. Патрик Хед, технический директор команды Williams, отрицал всякую связь аварии и особенностей своего автомобиля. По его мнению, анализ телеметрической информации, которая шла с теряющего управление болида, указывает на ошибку пилота. В то же время Ален Прост и Михаэль Шумахер предположили, что причиной аварии явились дефекты (или поломки) в подвеске машины.
Существуют две гипотезы, по-разному рисующие картину происшедшего. По одной версии, причиной всего является запрет электронных систем управления и прежде всего активной подвески, которая раньше обеспечивала неизменное оптимальное расстояние между днищем болида и трассой. Дело в том, что в современной гоночной машине Формулы-1 хорошее сцепление колес с дорогой (а значит, и хорошая управляемость) осуществляется не только за счет применения антикрыльев, но и за счет так называемого граунд-эффекта. Аэродинамика болида такова, что поток воздуха, устремляющийся под него, ускоряется в несколько раз. Создающееся при этом разрежение способствует тому, что машина как бы «прилипает» к дорожному полотну. Но без электроники любая неровность трассы ведет к тому, что граунд-эффект может ослабиться или исчезнуть вовсе. В последнем случае машина теряет управление и может в повороте вылететь, причем пилоту и сторонним наблюдателям причины происшествия будут непонятны (как это произошло, например, с Баррикелло).
Другая гипотеза состоит в том, что на повороте Сенна по каким-то причинам отпустил рулевое колесо (это могло произойти, например, в результате обморока — у гонщиков, постоянно испытывающих колоссальные перегрузки, возможны спазмы сосудов мозга). При этом его Williams не просто не вписался в левый поворот, а резко ушел вправо — на съемке из машины шедшего следом Шумахера это хорошо видно.
Но в любом случае то, что трагическому исходу способствовал запрет активной подвески и антиблокировоч- ной системы тормозов, не подлежит сомнению.
Есть и другой аспект катастрофы. В каждом болиде Формулы-1 — сверхпрочный корпус, который должен защитить пилота от последствий столкновения. В данном случае это не спасло Айртона Сенну: даже защитная дуга, расположенная за головой гонщика, оказалась бессильной. Сыграл ли свою
роковую роль необычный угол, под которым машина врезалась в стену, или, как предполагает президент Международной автофедерации Макс Мосли, в голову бразильского пилота попало переднее колесо его болида? Вряд ли мы когда-нибудь сможем знать это абсолютно достоверно.
Но то, что в своем нынешнем виде Формула-1 становится слишком опасным спортом, трагедии в Имоле показали.
РЕШЕНИЯ
Именно этой проблеме было посвящено срочно созванное в Париже заседание FIA. Автофедерация заслушала ряд экспертов, которые пытались проанализировать причины катастроф, в том числе профессора Уоткинса, президента Медицинской комиссии FIA. Главный вопрос, который поставили перед собой участники заседания — имели ли все события в Имоле некую общую причину, которую можно устранить и тем самым не рисковать более жизнями и здоровьем гонщиков, механиков и зрителей.
Вывод однозначен: все, что было на Гран При Сан-Марино, имеет разные причины, и поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям.
Решения автофедерации касаются прежде всего изменений правил пит- стопа, которые вступают в силу уже с Гран При Монако. Замедление скорости машин при въезде на пит-лайн — решение на первый взгляд разумное. Но заранее расписать, на каком круге какая машина заедет в боксы — это представляется задачей фантастической. Пилоту, который имеет технические проблемы, разрешено, остановившись «вне расписания», сменить лишь одно (подразумевается, поврежденное) колесо. А что делать, если вдруг, как не раз бывало, в середине гонки начнется дождь? На сликах ждать предписанного для смены шин круга? Это никак не будет способствовать безопасности...
И что же боссы FIA решили по поводу машин? А ничего. Наличествуют лишь рассуждения о грядущем снижении скорости, которое будет достигнуто ограничением числа оборотов и (в дальнейшем) рабочего объема двигателей. Нельзя же всерьез принимать заявления о том, что «работа над пассивной безопасностью болида, начатая после аварии Алези и Лехто, продолжается». А пока, в ожидании установки на машине подушки безопасности или еще чего-нибудь, пилоты будут ездить на том, что есть.
«Причин для паники нет» — заявила автофедерация. После этого перед Гран При Монако разбился Карл Вен- длингер. Что же еще должно произойти, чтобы автоначальники запаниковали?
|