Прежде всего: приему проблема коррозионного разрушения автомобилей стала особенно острой в последние десятилетия? Причин несколько.
Экологическая обстановка на ношей небольшой планете стремительно ухудшается, и техника страдает от этого не меньше, чем люди. Если, к примеру, дождь когда-то был почти дистиллированной водой (на заре автомобилизма ее собирали фарфоровыми тазами и доливали в аккумуляторы), то теперь с неба сыплется готовый электролит для коррозионных процессов.
В странах, где зимой бывает гололедица, дороги стали посыпать солью. Это, разумеется, повысило безопасность езды, но стало губительной отравой для самих машин. Сейчас, но примеру Запада, у нас хлориды замени ют фосфатами, ноя эти химикаты тоже нельзя считать подарком.
Играет свою роль и конструкция автомобилей. Когда- то они были рамными, но в 40-е годы технический прогресс сделал очередной шаг вперед. Кузова превратились в несущие пространственные фермы, элементы которых свернуты из тонкого стального листа. Лист стал нагруженным, появились скрытые полости, свертные и сварные швы. Иными словами, возникла благодатная почва для всех вышеупомянутых видов коррозии.
Что в этих условиях предприняли автомобилестроители, эксплуатационники, химики?
Казалось бы, проще всего подвергнуть готовый кузов (или хотя бы ннжтою его часть) гальванической обработке — хромированию, цинкованию. Раз ул ьтатив - ность этой процедуры не вызывает сомнений, но технологически она никак не стыкуется с массовым производством. А еще больше экономически: цена изделия стала бы непомерно высокой. Впрочем, ряд фирм все же использует гальванические покрытия, только не для всего кузова, а для некоторых элементов. И, разумеется, в достаточно дорогих моделях.
Определенное распространение получили так называемые пластизолыше покрытия металла. Суть их в том, что на дншце кузова (целиком или только в наиболее опасных зонах) наносят полимерный материал и получают пластиковую пленку, плотно и эластично «пломбирующую поверхность детали. Защита не из дешевых, но действенная, и
долгое время ее считали перспективной. Однако не так давно обнаружилось, что за пластизолями водится величайший грех — выделение канцерогенов (веществ, вызывающих рак), поэтому производство таких химикатов стали свертывать а заводы — церепрофилирогать. Сейчас на Западе готовятся нормативные документы, запрещающие использовать пластиэоли в автомобильной пром ы шлеи но сти.
Справедливости ради надо упомянуть устройства, именуемые протекторной защитой (электроды, прикрепляемые к кузову в нескольких местах). За их выпуск время от времени берется то одна, то другая мелкая фирма, и. вйдидео, находит себе покупателей. Серьезные же специалисты- коррозиошцики просто отказываются тратить время на обсуждение подобных „вещей (хотя, конечно, знакомы с ними).
Что же остается для массовою применения? Только одно: специальные мастики и вески, наносимые на кузов распылением и образующие там сплошной защитный покров. На них мы и остановимся поподробнее?.
|