Автомобильный рынок "частников" - это поле игроков, где основная цель - выгодно продать товар в максимально сжатые сроки. Порой биография транспортного средства не всегда соответствует представленной картине. Например, наличие ПТС не означает отсутствие залогового обременения приобретаемого автомобиля.
Рассмотрим примерную схему продажи залогового транспортного средства:
- В банке оформляется автокредит, где одним из основных условий является передача приобретаемого автомобиля в залог.
- Работа с оригиналом ПТС:
а) отдельные банки возвращают заёмщику оригинал ПТС;
б) при невозврате ПТС заёмщик заявляет в ГИБДД об утере и подаёт заявление о восстановлении, далее получает дубликат ПТС.
- Документально "чистый" автомобиль готов к продаже.
- Оформляется сделка купли-продажи, после чего заёмщик и действующий владелец не связаны никакими взаимоотношениями.
- По истечению определённого времени действующий владелец получает взыскание из банка, приставы накладывают арест на автомобиль, который в дальнейшем передаётся банку.
- Итог судебных разбирательств чаще всего в пользу залогодержателя.
На сегодняшний момент Минфином уже разработан законопроект "О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества". Целью законопроекта является создание электронной системы регистрации залогов в формате специализированного реестра. Предполагается, что необходимая информация о залогах будет храниться в Бюро кредитных историй, определить, в каком именно имеются данные по конкретной машине, можно будет в Центральном каталоге кредитных историй. Перед тем как купить транспортное средство, гражданин должен будет послать запрос в одно из бюро и получить справку о кредитной истории автомобиля (выписка в течение суток по электронной почте или на бумажном носителе).*
Особый порядок вступления в силу закона связан с необходимостью наличия периода времени для разработки концепции технической реализации системы. Поэтому на данный момент программа тестируется.
*Сегодня есть возможности получить информацию о заложенном имуществе, но доступна она только кредитору и заёмщику.
Также Министерство внутренних дел в лице ГИБДД разрабатывает законопроект о регистрации автомобилей, по которому планируется создать федеральную информационную базу данных всех зарегистрированных автомобилей и возможных обременений, возлагаемых судом, кроме залоговой.
Исходя из этого, Ассоциация региональных банков высказывает концепцию об интеграции базы данных МВД в информационную систему БКИ.
Пока разрабатываются законопроекты, эксперты профессионального кредитного брокера "Оптима Кредит" рекомендуют действовать внимательно и осторожно в вопросах приобретения подержанных транспортных средств у частных лиц:
- Обязательное условие - оригинал ПТС. Дубликат должен насторожить. В этом случае главная задача - узнать причину дублирования ПТС (например, провести экспертизу в соответствующих компаниях).
- Дополнительное требование - предоставление от продавца документов о предыдущем приобретении транспортного средства.
- Одно из важных условий - наличие КАСКО. Если автомобиль в залоге, то в предыдущих КАСКО выгодоприобретателем будет банк.
- Возможность - проверка информации о наличии автокредита у продавца автомобиля. Для этого продавца можно попросить воспользоваться услугой проверки кредитной истории. При её отсутствии данных в БКИ не будет. При наличии кредитной истории и действующего автокредита информация будет представлена в БКИ (если автокредит выплачен, залоговое обременение снято, в ином случае - автомобиль в залоге у банка).
Главное в приобретении поддержанного транспортного средства на частном рынке быть предусмотрительным во всех вопросах: предварительный технический осмотр автомобиля в сервисе, наличие всех необходимых документов, изучение биографии будущего "автолюбимца".