Если вы до сих пор традиционно негативно воспринимаете любые инициативы ГИБДД и Мостранса, есть повод пересмотреть свою позицию. Новые законы и правила, которые вступили или могут вступить в действие в 2016 году, по большей части защищают интересы дисциплинированных водителей.
Истерики по поводу введения платных парковок, бесконтрольной эвакуации, системы «Платон» для сбора платы за проезд с большегрузов настолько заполнили все информационное пространство, что вполне себе здравые инициативы законодателей и ГИБДД зачастую остаются незамеченными рядовыми водителями. Сегодня мы решили напомнить вам о них — как ни странно, большинство грядущих изменений хотя и существуют в пока спорных формулировках, но в целом должны повысить безопасность движения и упростить жизнь дисциплинированному водителю. Разве это плохо, если инспекторов освободят от монотонных бюрократических процедур, а лихачей станут наказывать за излишне агрессивный стиль езды? Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Наказания для лихачей
Излишне агрессивных на дорогах водителей давно хотят начать привлекать к ответственности. Однако, как «измерить» степень их агрессивности? Долгое время в МВД пытались сформулировать признаки, по которым вождение может быть признано опасным для других участников движения. И вот, похоже, получилось. Теперь ГИБДД предлагает наказывать водителей, неоднократно нарушающих один или несколько пунктов ПДД: не уступающих дорогу при перестроениях, не соблюдающих безопасную дистанцию и боковой интервал, препятствующих обгону и необоснованно применяющих резкое торможение. Иными словами, ранее абстрактный термин «опасное вождение» получил конкретное описание. Дело за малым - утвердить поправки. Скорее всего, это будет сделано в первом квартале 2016 года. Правда, остается вопрос: как именно выявлять таких нарушителей? Возможно, доказательством опасного поведения смогут служить видеозаписи с камер наблюдения и видеорегистраторов.
Чайников хотят ограничить
Во многих странах для водителей с небольшим стажем вождения действуют особые правила, да и в СССР новичкам в течение первого года не разрешалось ездить по ночам, разгоняться более 70 км/ч и перевозить более одного пассажира. Эти ограничения хотят вернуть, ссылаясь на неутешительную статистику, согласно которой значительное количество аварий происходит по вине неопытных водителей. Предполагается, что будут установлены в первую очередь скоростные ограничения, при этом автомобили чайников обяжут маркировать специальным знаком (восклицательный знак на желтом фоне) для упрощения идентификации. Инициатива, как водится, разделила общество на два лагеря: ее сторонники уверяют, что это позволит снизить аварийность, противники же уверены, что никаких позитивных изменений не произойдет. Последние аргументируют свою позицию тем фактом, что безопаснее всего двигаться со скоростью потока: если заставить новичка ехать медленнее, он априори будет подвержен дополнительному риску.
Должников лишат прав
С 15 января вступает в силу закон о лишении водительских прав граждан, пытающихся уклониться от уплаты штрафов и алиментов. При этом само водительское удостоверение изыматься не будет — его действие приостановят внесением данных в специальную базу ГИБДД. Если сумма долга превысит 10 000 руб., судебный пристав сначала предупредит гражданина о наличии претензий, предложит добровольно погасить задолженность и известит о последствиях неуплаты. Напомним, сегодня ГИБДД передает данные о должниках через 80 дней после правонарушения, то есть «случайно не успеть» заплатить штраф невозможно. В случае если водитель игнорирует рекомендации пристава, действие его прав приостанавливают. При этом сразу после оплаты долга ограничение снимается (тем же приставом). А вот если водитель продолжит ездить за рулем после наложения санкций и «попадется» при проверке сотрудниками ДПС, его, скорее всего, лишат прав на фиксированный срок до одного года — в этом случае расчет по долгам уже не поможет вернуть права.
Грязным» в центре не место
В 2016 году на дорогах могут появиться новые знаки. Министерство транспорта давно хочет установить ограничения па въезд в определенные зоны транспорта, который слишком сильно загрязняет окружающую среду. Однако водители должны быть проинформированы об ограничениях. Планируется, что в ПДД введут новые знаки и таблички их действия. Например, знак «Въезд запрещен» С табличкой в виде цифры 3 на зеленом фоне будет означать, что запрет действует для всех автомобилей, экологический класс которых ниже 3, Скорее всего, первые подобные знаки появятся в Москве, где давно пытаются ограничить доступ экологически «грязного» транспорта в центр. Смущает только одно: согласно статистике ГИБДД в России около трети автопарка имеет возраст более 10 лет. При этом экологический класс для примерно 50% всех машин просто не установлен (его начали присваивать сравнительно недавно) — будут ли действовать запреты на такие «загадочные» автомобили?
Штрафные баллы возвращаются?
Не стихают споры по поводу введения балльной системы учета нарушений ПДД. Напомним, что такая уже действо вала в 90-х годах прошлого столетия: за несколько нарушений в год можно было лишиться прав. Затем «талоны нарушений» упразднили и вот теперь собираются возродить одновременно с введением понятия «систематическое нарушение ПДД». Конечно, никаких бумажных версий уже не будет — только электронная карта в базе ГИБДД. Правозащитники выступают против, аргументируя свою позицию тем, что водители, по сути, будут нести двойное наказание за «финальное» нарушение: платить штраф и расставаться с правом на управление. На что в ГИБДД выработали новый порядок лишения прав: при составлении протокола инспектор проверяет сумму накопленных баллов в базе и, если она уже предельная, не оформляет штраф, а составляет протокол, задерживает удостоверение и передает дело потенциального «лишенца» в суд. Правда, значительная часть нарушений ПДД сегодня фиксируется камерами — пока неясно, как и кто будет проставлять баллы в таких случаях.
Алкогольный индикатор
Разговоры о том, что в России полицейские тратят непозволительно много времени на оформление правонарушений, идут не первый год. Еще в конце 2014-го в МВД появилась здравая инициатива, суть которой сводилась к упрощению процедуры проверки водителей на употребление алкоголя. Сейчас инспектору приходится соблюдать слишком много формальностей: оформлять несколько различных документов, привлекать понятых или снимать на видео процесс «продувки». В результате много времени теряют и трезвые водители (вынужденные проходить процедуру), и сотрудники ДПС, которые, занимаясь бюрократией, могут пропустить автомобиль, за рулем которого действительно находится шофер в неадекватном состоянии. ГИБДД предлагает упростить проверку: использовать алкотестеры, которые, в принципе, определяют содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе, не устанавливая его количества. Инспекторы смогут проводить экспресс-анализ: водитель дует в трубку с индикатором, и, если прибор «молчит», можно ехать дальше. В противном случае — добро пожаловать на освидетельствование по полной программе. Для тех, кто за рулем не пьет (а таких, к счастью, абсолютное большинство) это здорово сократит потери времени на проверку, гаишники же смогут проверять гораздо больше водителей. Проект находится в стадии общественных обсуждений.
Штрафы со скидкой
С1 января вступил в силу закон от 22 декабря 2014 года № 437-ФЗ, предусматривающий скидку на оплату штрафов для водителей, которые рассчитались с наказанием в течение 20 дней с момента его наложения. То есть если ПДД предусматривают штраф в размере 1000 руб., в эти 20 дней будет достаточно оплатить лишь 500. Правда, такой «дисконт» действует не по всем видам нарушений: самые серьезные (например, вождение в нетрезвом виде, повторное нарушение скоростного режима более, чем на 40 км/ч, повторный проезд на красный свет) будут оплачиваться по полному тарифу. По мнению экспертов, этот закон позволит существенно повысить собираемость штрафов — ведь из-за задолженности в 1000 руб. экономически нецелесообразно передавать дело в суд, а затем взыскивать сумму через службу судебных приставов. Уточнять фактический размер денежного взыскания советуем через сайт gosuslugi.ru как источник наиболее достоверной информации. При этом учтите, что, если вы оплатили штраф вечером 20-го дня (то есть тянули до последнего), на счет получателя они поступят в лучшем случае уже на 21-й, когда льготный период закончится. Так вы, сами того не подозревая, станете должником.
Инвалид? Предъяви документ!
Как известно, инвалиды I и II групп в ряде случаев имеют право отступать от общих требований ПДД — в частности, это касается соблюдения правил стоянки и парковки. Те же льготы имеют и водители, перевозящие инвалидов. Однако, как неоднократно заявляли в ГИ БДД, в настоящее время «возникают сложности с идентификацией транспортных средств инвалидов и лиц, обеспечивающих их перемещение». В связи с чем с большой вероятностью в 2016 году будут приняты поправки в ПДД, обязывающие льготников возить с собой документы, подтверждающие особый статус. При этом автомобиль в обязательном порядке должен иметь опознавательные знаки «Инвалид».
|