Есть и другие предложения
Мнения экспертов
Впереди всех - регионы
Федеральные власти предлагают новый способ борьбы с пьянством за рулём. Так, член верхней палаты Федерального Собрания РФ, бывший руководитель государственной автоинспекции Владимир Федоров, внёс предложение об установке на автотранспортных средствах водителей, которые задерживались за рулём в состоянии опьянения, особых опознавательных знаков.
Причем, такие пометки должны быть наглядны и, хорошо заметны со стороны, чтобы остальные участники дорожного движения, увидев такой автомобиль, понимали - управляет данной машиной любитель выпить за рулём.
Комментируя свою инициативу, сенатор в эфире нескольких популярных радиостанций пояснил, что во времена Советского Союза подобный метод борьбы с пьяными водителями находил широкое применение на территории Эстонской республики. Попавшимся в руки инспектора ГАИ нетрезвым водителям бесплатно менялись номерные знаки на машине, в буквенной комбинации которых присутствовала буква "П", означающая, что автомобилем управляет "пьяница". При этом именно в Эстонии показатель дорожно-транспортных нарушений по вине нетрезвых водителей за рулём был самый низкий среди всех союзных республик, притом, что Эстония считалась наиболее демократической республикой в СССР. "В былое время в общественных местах любых населённых пунктов были установлены стенды "Не проходите мимо" с наглядной агитацией против асоциального поведения в обществе, а в данном случае будет своеобразная живая, а вернее, передвигающаяся по дорогам доска позора" - пояснил в своём интервью Федоров.
Сегодня сенатор предлагает обозначать машины любителей спиртного таким образом, чтобы она легко выделялась в потоке автотранспорта. Таким обозначением могут стать, например, специальные номера. Рассуждая ещё дальше, Фёдоров предложил выдавать номера зеленого цвета, которые подразумевали бы "зеленого змия". В целом, конкретный способ выделения "пьяного автомобиля" в общей массе участников движения неважен. Главное, чтобы все участники движения на расстоянии выделяли для себя такую машину, понимали, что её владелец ранее привлекался за управление в нетрезвом виде и относились к ней с особой предосторожностью. Кроме того, пометка автомобилей водителей-пьяниц облегчит работу и сотрудникам дорожной полиции - инспектора смогут чаще проверять такую машину.
Есть и другие предложения
Любопытно, что буквально накануне предложения сенатора Фёдорова, вице-спикер Государственной думы, член партии Либерально-демократической партии Игорь Лебедев, а также заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов озвучили подготовленный ими проект закона, также направленный на борьбу с пьянством за рулём.
Правда, предлагаемый законопроект, скорее направлен на уменьшение негативных последствий после ДТП по вине нетрезвых водителей. В соответствии с указанным проектом, предполагается конфискация машины у пьяных водителей, по вине которых произошло ДТП. По словам разработчика проекта, вырученные от продажи конфискованного автотранспорта средства пойдут на компенсацию пострадавшим в ДТП.
Дополнительно депутаты внесли норму, исключающую возможность ухода пьяного виновника аварии от уголовного наказания, при его примирении с пострадавшими в ДТП лицами. Комментируя подобный законопроект, член Совета Федерации Федоров отреагировал отрицательно, заявив, что изымать машины у нетрезвых водителей невозможно, поскольку автомобили являются "имуществом, собственностью человека, а посягательство на это расценивается покушением на частную собственность". Помимо такой сумбурной мотивировки сенатор привёл более весомые аргументы, касающиеся случаев, когда ДТП совершено нетрезвым водителем, управлявшим чужим автомобилем по доверенности. В пример Фёдоров привёл самих парламентариев, указав на то, что у многих из них автомобили оформлены на супругов или детей. При этом таким автомобилем пользуются все члены семьи.
Мнения экспертов
На предложения сенатора Фёдорова последовала довольно критическая реакция автомобильных экспертов. В качестве аргументов "против", были озвучены всё те же ситуации, когда автомобилем пользуется не только его владелец, но и другие лица. В этом случае предлагаемая мера будет не только не справедливой, но и потеряет весь свой практический смысл. Фактически, за рулём автомобиля с "чёрной меткой" может передвигаться человек, который вообще не употребляет алкоголя.
В ответ на предложение Владимира Фёдорова особенно критично высказался Сергей Стоянов, координатор так называемых "Синих ведерок": "автомобилем зачастую пользуются не только те люди, которые совершили правонарушение, управляя машиной в нетрезвом состоянии, в связи с чем маркировать конкретно автомобиль, в том числе делать какие-то пометки на номерном знаке как минимум неправильно. Кроме того, весьма сомнителен сам эффект, про который указывал в своих комментариях сенатор. Водитель - нарушитель уже понес установленное законом наказание, попавшись за рулём в нетрезвом виде. А выделение его каким-то образом дополнительно смахивает на некую травлю" - пояснил Стоянов.
Сомнительным видится перспектива предложения бывшего главного "гаишника" ещё и потому, что открытым остаётся вопрос, что делать с автомобилями самих сотрудников ГИБДД, находящихся за рулем в пьяном виде. Ведь за последние пару лет количество ДТП по вине пьяных дорожных полицейских значительно возросло. Ситуация с "зелеными - пьяными" номерами патрульного автомобиля ГИБДД выглядела бы совершенно абсурдной.
Борьба с нетрезвыми водителями приобретает серьёзные масштабы
Предложение одного из членов Совета Федераций каким-либо образом выделять автомобили любителей спиртного за рулём не является революционным. Подобные идеи возникают регулярно, а поводом для них становятся громкие автомобильные аварии с большим количеством жертв, совершенные по вине пьяных водителей.
Так, например, одна из подобных инициатив в конце 2012 года облеклась в форму законопроекта, разработанного всё теми же депутатами Госдумы от партии ЛДПР. На рассмотрение был внесен проект закона, по которому, водительские удостоверения лиц, привлекавшихся к ответственности в связи с управлением транспортным средством в состоянии опьянения или отказывавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, должны специально прокалываться в верхнем правом углу.
Подобной нормой вице-спикер ГД Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов решили дополнить нынешний федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Как утверждают народные избранники, в случае принятия закона новая мера не только будет привлекать повышенное внимание сотрудников дорожной инспекции к водителям - пьяницам, но и явится дополнительной эффективным способом воздействия на подобных нарушителей.
Разработку новых проектов законов, направленных на борьбу с пьянством водителей, депутаты Госдумы начали ещё осенью 2012 года. Толчком для значительного ужесточения ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии стало масштабная авария на Минской улице в Москве, когда, не справившись с управлением, пьяный водитель протаранил автобусную остановку. Ужасающим результатом того ДТП стала гибель семерых человек, пятеро из которых были дети. В декабре того же года аналогичное ДТП произошло в Петропавловске-Камчатском, где в результате наезда пьяного водителя на остановку общественного транспорта пострадали 11 человек.
В случае если законопроект депутатов ЛДПР примут, водительское удостоверение нарушителей будет прокалываться сроком на десять лет с даты совершения соответствующего административного правонарушения. В последствие водитель вправе заменить своё водительское удостоверение с проколом.
Кроме того, Госдума рассматривает другой законопроект, который ужесточает ответственность за нетрезвое вождение. В марте текущего года прошел первое чтение законопроект ставшей в последнее время крайне известной депутата Ирины Яровой, которая предложила штрафовать за управление машиной в нетрезвом виде тридцатью тысячами рублей. Кроме штрафа, законопроект предлагает лишение прав на два года. Дополнительно проект закона от Яровой ужесточает уголовную ответственность для пьяных виновников аварий с жертвами, увеличивая строки лишения свободы.
Впереди всех - регионы
Пока высшие власти только рассуждают на тему специальных отметок для нетрезвых водителей, депутаты местного уровня власти действуют более решительно. Так, в Белгородской области члены регионального парламента решили размещать на автомобиле задержанного во время вождения машины пьяного гражданина особый оранжевый знак. Соответствующий правовой акт уже утверждён. Непосредственной разработкой специального знака и утверждением порядка его применения поручено заняться исполнительным властям региона.
Примером белгородских коллег воодушевились региональные депутаты других субъектов федерации. Так, члены архангельского собрания депутатов, представляющие КПРФ, решили пойти по пути законодателей Белгорода и предложили "метить" автомобили любителей поездить за рулем в нетрезвом виде путем выдачи номерных знаков определённой серии. Однако подобная идея не нашла поддержки у депутатов остальных фракций, в связи с чем проект соответствующего нормативно-правового акта был отклонён на самых ранних стадиях его рассмотрения.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Другие статьи по теме:
PHARAON V22: Автомобильная охранная система с двусторонней связью и автоматическим запуском двигателя
СКОЛЬКО «ХОДЯТ» ШИНЫ, ИЛИ УЧИМСЯ ГРАМОТНО ЭКОНОМИТЬ
Взрывы военного арсенала в Приморье прекратились
Штрафплощадки в Хакасии отныне не для бедных
Porsche Cayenne по версии HAMANN
В ДВУХ СЛОВАХ
Chrysler-300С: Результат округления
Открытие зимнего сезона автомобильных соревнований
Против черногорского депутата возбуждено дело о тяжком вреде здоровью
Авария на канализационном коллекторе Минусинска оставила город без воды
|