ИЩУТ ПОЖАРНЫЕ, ИЩЕТ МИЛИЦИЯ...
Пока в Сибири и на Дальнем Востоке спрос на специальную технику, в том числе автомобильную, явно превышает предложение — достаточно сказать, что большую часть каталога ярмарки занимали объявления наподобие: «УВД Амурской области при поддержке администрации приобретет...» Судя по тому, как оживленно фотографировали нашу технику монгольские пожарные (на выставку приехали представители Управления по борьбе с пожарами главного управления полиции Монголии и ЦРУ Монголии — неплохо звучит!), там дела обстоят тоже не лучшим образом.
Начнем с пожарных. Ангарский гарнизон «выстроил во фронт» перед павильоном едва ли не весь свои автопарк, снабдив каждый автомобиль сопроводительной табличкой. На многих табличках значилось: «производится с 1959 года». Это цистерна и насоснорукавный автомобиль на шасси ЗИЛ-130, цистерна, лестница и другие конструкции на базе «сто тридцать первого» ЗИЛа...
Но дело постепенно меняется к лучшему, и представители торжокского завода Пожтех- ника (тел. (08251) 5-11-79) были настроены оптимистично. Сегодня Пожтехника — второй по величине завод пожарных автомобилей в СНГ; первое место занимает объединение Пожмашина в Прилуках, но там по сей день производятся все те же устаревшие цистерны. А завод в Торжке не только работает в полную силу, но и разрабатывает новые конструкции.
Давняя специализация Пожтехники — автолестницы (АЛ) и коленчатые подъемники (АКП). Сегодня, кроме заслуженных 30-метровых моделей (они теперь комплектуются рукавом из парашютного шелка, по которому могут соскальзывать вниз до трех человек одновременно), выпускаются и другие конструкции — от 17-метрового подъемника для энергетиков до 50-метровых гигантов АЛ-50 и АКП-50.
Лестница АЛ-50 являет собой пример сотрудничества: Торжок устанавливает на шасси КамАЗа комплект колен знаменитой германской фирмы IVECO Magirus и датскую гидравлику, а подъемник АКП-50 смонтирован на восьмиколесном МАЗе и по характеристикам ничуть не хуже «иностранцев». На обеих машинах стоят люлька и лафетный ствол, а на лестнице — еще и лифт.
Кроме этого, выпускаются автомобиль воздушно-пенного тушения и аварийно-спасательный автомобиль — оба на шасси КамАЗа и, наконец-то, с удобными «европейскими» шторками вместо тяжелых крышек отсеков кузова.
Не отстают и местные конструкторы. Про автомобиль связи и освещения иркутского ПО Восток мы уже писали (см. АР № 23, 1993), а в Высшей школе МВД Иркутска (тел. (3952)
46-43-06) обычный ЗИЛ-цистерну переоборудовали в экспериментальный автомобиль полипенного тушения.
«Поли» означает «много», так как в кузове ЗИЛа есть цистерны для воды, пенообразователя, отвердителя, полимерной смолы и т. д. А сзади к машине приторочен передвижной лафетный ствол на двух колесах, «стреляющий» новым изобретением — твердеющей пеной. Струя такой пены вылетает из ствола на расстояние 50 метров (на 20 м дальше обычной пены), и может достать, к примеру, до крыши нефтехранилища, где обычно требуется пеноподъемник.
Что касается милицейского транспорта, то на выставке, увы, его практически не было — если не считать предложение иркутского завода СРП-8, который оборудует «козлики» металлическим верхом.
ЧТО НУЖНО СИБИРСКИМ ИНКАССАТОРАМ?
Не было на выставке и бронированных автомобилей, но нам удалось поговорить с представителями иркутского отделения Ро- синкаса. Броневики, тем более импортные, здесь пока в новинку, а редкие имеющиеся экземпляры не удовлетворяют сибиряков. Дело в том, что большая часть перевозок осуществляется между населенными пунктами — поэтому нужны достаточный комфорт и полная безопасность, в том числе (это подчеркивается особо) защита двигателя.
В УАЗе-Коналю, по словам инкассаторов, очень душно летом; не подходит и бронированная Нива, где задний пассажир сидит «словно в гинекологическом кресле» (что есть, то есгь! — Ф.Л.), и, опять же, не защищен двигатель.
Даже на первый взгляд, многих недостатков будет лишен шоссейный броневик на шасси грузовика ГАЗ, который готовит к выпуску питерское НПО Спецматериалов (тел. (812) 278-91-18).
Его цельнометаллический «панцирь» рассчитан на круговую защиту от пуль автомата Калашникова, причем с термоупрочненным сердечником, и осколков гранаты Ф-1; грузоподъемность — 2,5 тонны, то есть внутри смогут разместиться 12 человек плюс 1,5 т груза. Все прочие характеристики (расход топлива, максимальная скорость и т. д.) будут соответствовать базовой модели.
А пока, пользуясь неосведомленностью сибиряков, иные фирмы пытаются «толкнуть» кота в мешке, да еще и втридорога. Вот пример: некое столичное агентство привезло на выставку предложения о продаже броневиков — зарубежных и отечественных. Все бы хорошо, но нас привлекла одна деталь. На последней странице малограмотного буклета помещена реклама фургона УАЗ с мощной защитой. Представитель агентства разъяснил, заглянув в прайс-лист, что это броневик Коналю по цене $34000—40000. Но, во-первых, сама фирма Коналю продает машины
ровно на $10000 дешевле, а, во-вторых, изображение и характеристики в проспекте принадлежат совершенно иной машине...
РАДИАЦИЯ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
Все дни работы выставки перед входом стоял неприметный бежевый УАЗик с синей полосой и «мигалкой». Его можно было бы принять за милицейскую машину, если бы не надпись на борту: «Радиационный контроль».
Это — специальный автомобиль иркутской фирмы Сосновэкология (тел. (3952) 43- 42-26), которая исследует экологическую обстановку области, в том числе радиационную — с помощью самолетов, пеших дозиметристов и двух специально оборудованных УАЗов. В кузове машин смонтированы гамма-спектрометрические станции Нева и Тола: они измеряют гамма-излучение, раскладывая его на составляющие (уран по радию, торий, калий, цезий-137, кобальт-60...).
Происходит это так. Машина с экипажем из трех человек медленно двигается по намеченному маршруту, а самописец, соединенный со спидометром, регистрирует показания прибора. Обнаружив опасный участок, оператор вновь обследует его — уже с помощью переносного комплекта аппаратуры. А случаи, которые рассказывают дозиметристы, больше походят на фантастические сюжеты...
«Вот, к примеру, в Тайшете сломалась ось у вагона, перевозящего урановую руду. Вагон отцепили — ив ремонт. Ремонтники заглянули внутрь, смотрят — камешки какие- то лежат, да и высыпали их у насыпи. Это дело увидел ушлый мужичок, подогнал са
мосвал — и умостил себе весь двор урановой рудой с цементом. Даже завалинку из руды сделал — так и жил пятнадцать лет. Мы проезжаем мимо — мама родная! А мужик этот ни в какую не хотел с радиацией расставаться, пришлось с милицией весь двор бульдозерами перекапывать...»
На своих автомобилях дозиметристы уже объездили всю Иркутскую область и Бурятию — больше 23 тысяч километров. Но дело, как всегда, упирается в финансы, поэтому на выставке Сосновэкология искала новых заказчиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выставка в Ангарске была небольшой — прежде всего из-за совпадения по срокам со столичным Милиполом. Второй недостаток — новосибирская и ангарская ярмарки служб безопасности сейчас полностью дублируют друг друга, и фирмам-устроителям неплохо было бы договориться об их чередовании (допустим, одно шоу проходит по четным годам, другое по нечетным).
В любом случае, ясно одно: спрос на спец- технику в Сибири огромен, а информации очень мало. Поэтому подобные выставки необходимы, а российским производителям и продавцам спецавтомобилей стоит обратить внимание на восток страны: вас там ждут!
|