Два года назад весь первый этаж павильона, где проходила выставка Мили- пол-92, был заставлен специальными автомобилями Renault, причем основной упор французы делали на миниатюрную модель Clio в дешевом исполнении — она стояла на центральном подиуме, подсвеченная прожекторами.
Но удачной «атаки», судя по всему, по получилось (во всяком случае, полицейские Clio по нашим дорогам не бегают), поэтому на этот раз две машины Renault — легковушка и переоборудованный микроавтобус Trafic — скромно стояли в дальнем углу зала, но привезла их не сама фирма, а АО Независимость (официальный дилер Volvo Cars/Renault) и небольшое кузовное ателье Elysee Concord.
В другом конце зала расположились два автомобиля Volvo, которые представляло то же АО Независимость. Берется обычная «гражданская» модель в восточноевропейском исполнении, дооборудуется силами милиции — и готов патрульный автомобиль. Одиннадцать таких «шведов», кстати, исправно служат в столичной ГАИ.
Volkswagen не ограничился стендом: он развернул при помощи московского партнера Gebriider Helbig впечатляющую экспозицию, и, похоже, серьезно целится на российский рынок. Для милиции предлагаются микроавтобус Caravelle и легковой
Passat, выполненные в соответствии с западноевропейским подходом к полицейской технике — базовое шасси не подвергается изменениям.
Но основной упор Volkswagen делает на «скорую помощь» и броневики. О последних — разговор особый, а санитарный полноприводный Caravelle Syncro был разработан специально для России. Это означает, прежде всего, дешевую комплектацию и вполне приемлемую цену — $20000; одиннадцать микроавтобусов уже ушли в Башкирию.
И, наконец, самый представительный «иностранец» — полицейский Chevrolet Caprice на стенде General Motors. Этот любимец американских полисменов мо
жет оснащаться всевозможным дополнительным оборудованием, список которого занимает целую брошюру: 260-сильный двигатель V8 с дополнительным охлаждением, измененная трансмиссия, усиленные рама, подвеска, тормоза, мощное электрооборудование, специальные сиденья... Это входит в стандартный комплект, а по желанию можно заказать буквально все, что угодно — от различных сервоприводов и дополнительной пепельницы до мощных клыков, которыми расталкивают поврежденные автомобили. Стоит такой Caprice максимум $2$000, но пока не продано ни одной машины.
Итог нашему обзору «милицейских» иномарок подвел один из сотрудников НИИ Спецтехники МВД: «Эго великолепная техника, но — на два года, пока не потребуются валютные запчасти. Потом все машины стоят но гаражам»...
Понятно, что закупки иностранных «колес» — не выход из положения. На чем же будет ездить милиция? Основу парка сейчас составляют патрульные ВАЗы и УАЗы, и здесь все пока остается без изменений.
Правда, наметилась некоторая конкуренция: оснащением автомобилей занимается не только «официальное» предприятие МВД в Астрахани, но и две фирмы из подмосковного Чехова — Лада- экспорт и Маяк.
Собственно, «оснащение» — громко сказано: машины получают лишь специальную окраску, сигнально-
громкоговорящую установку плюс набор оборудования (жезл, наручники, огнетушитель и т. п.). Когда-то ВАЗ планировал устанавливать в дверях брус безопасности, но теперь заводу не до милицейских машин... Астраханский джип УАЗ (его кузов теперь утеплен) и ВАЗ-2107 стоят около 14 млн. руб., «шестерка» и ее модификации — около 12 млн. руб.; машины от Маяка обходятся несколько дешевле. Фирма Маяк выпускает и передвижные пункты технического контроля ГАИ; вначале базой служил ижевский «каблучок», но из-за никудышного качества фирма перешла на более надежную Ниву.
А «перехватчик» с громким названием Аркан на базе ВАЗ-2105 и 2107 с роторно-поршневым двигателем (см. АР № 13, 1991), увы, почил в бозе. Завод заламывает за него такую цену, что дешевле купить иномарку, да и ремонт выполняется только на ВАЗе. Так что Жигули с разгоном до 100 км/ч за 9 секунд и максимальной скоростью 185 км/ч теперь доступны лишь органам госбезопасности...
Однако перемены в гараже милиции все же намечаются, причем с неожиданной стороны. Брянский автозавод, который уже два года демонстрирует на различных автосалонах прототип «полуторки», решил вплотную работать с милицией.
БАЗ, привыкший в «до- конверсионные» времена работать с одним крупным заказчиком, охотно подписал генеральное соглашение с МВД и уже в будущем году должен поставить милиции 2000 фургонов. НИИ Спецтехники МВД, в свою Очередь, разработал двенадцать вариантов планировки кузова и будет переоборудовать БАЗики на том же Дмитровском заводе, где делаются водометы Лавина.
БРОНЕВИКИ
И здесь, опять же, начнем с бронеавтомобиля на основе БАЗа. Он был создан буквально в последние дни перед выставкой, поэтому конструкция еще требует доводки, но уже хорошо видны особенности.
Во-первых, двигатель: это Chrysler V6 мощностью 175 л. с., сопряженный с автоматической КПП General Motors. Фургон бронирован сталью по классу В4 спереди и сзади, ВЗ с обоих боков и сверху, а снизу — против осколков. В салон как бы вставлена броневая клетка, незаметная снаружи (лишь стекла кабины и передняя бойница выдают назначение). Не видны и боковые бойницы оригинальной конструкции: достаточно нажать на рычажок, как пружина откидывает заслонку и... можно стрелять прямо сквозь обшивку борта.
С такой защитой весом 800—900 кг БАЗ может брать «на борт» 700 кг груза, включая трех человек, и развивать скорость до 110 км/ч. Но эта машина предназначена не для инкассаторов, а в первую очередь для органов внутренних дел.
А вот и новинка фирмы Ко- налю, которая занимается в основном броневиками для перевозки денег и ценностей (см. АР-тест в № 6, 1994). На Милипол был доставлен первый образец джипа УАЗ с титановым бронированием по классу ВЗ. Налицо прогресс:
защита выполнена аккуратней, чем на фургоне, бронелисты обрабатываются лазером, специально защищены крыша и топливный бак. Хотя броня «съедает» всего 200 кг, на обоих мостах усилена подвеска; спереди стоит мощная противотаранная рама, а сиденья заимствованы от КамАЗа. При некоторой доработке Легкий рыцарь (так назвали машину) будет вполне конкурентоспособен, а стоит он $25000. Вот только все детали приходится подгонять вручную из- за перекоса панелей, так как допуски при сборке УАЗа переходят все границы...
Еще один УАЗ, на этот раз фургон, представило столичное ателье ДИСА (Дизайн Спецавтомобилей). До 1990 года, когда ДИСА получила самостоятельность, сотрудники фирмы составляли ядро КБ легковых автомобилей при ЗИЛе. Да-да, того самого КБ, что создало перспективную модель ЗИЛ-4102 и бронировало с 1980 года правительственные лимузины...
Теперь ДИСА защищает УАЗы (а по заказу и грузовые ЗИЛы); надо сказать, получается это довольно лихо и эстетично — хотя объемы производства на порядок меньше, чем у Коналю. Фургон бронирован сталью по классу В4 и поэтому «тянет» всего 300 кг груза. Так что теперь у банков есть альтернатива — можно купить фургончик Коналю, где защита слабее, ногрузоподъемнрсть выше, а можно — броневик ДИСА с мощным «панцирем», причем более дешевый ($21500).
Уже упомянутый бронированныйVolkswagen
Transporter присутствовал на выставке в двух, практи
чески идентичных, экземплярах: на стенде самой фирмы (87000 DM) и перед павильоном, где его продавала за $65000 некая частная контора. И тот, и другой бронированы по уровню В2, только различными ателье; у «фирменной» машины, по словам представителей, усилена подвеска.
Но отечественные специалисты считают, что VW — не самый лучший вариант броневика для России, так как шасси не позволяет поставить мощную защиту, а без усиления не выдерживает наши дороги.
Выть и мигать - только с согласия НИИСТа!
Помимо прочей «околоав- томобильной» техники, как, например, радаров, анализаторов токсичности, алкотестеров и т. п., на Милиполе присутствовало немало «цветомузыки», то есть проблесковых маяков и сигнально-громкоговорящих установок (СГУ) для спецмашин.
Такого обилия сирен и «мигалок» не было ни на одной выставке, — спецсигналы из США, Великобритании, Финляндии, Италии, Швеции... Причина проста: после развала СЭВ страна осталась без маяков, а когда отделилась Украина — и без СГУ. За дело взялись отечественные производители, но и уровень исполнения, и надежность далеко не те. Поэтому в пустующую нишу ринулись зарубежные фирмы. Маячки из бывшей ГДР теперь стоят $37—64 (их продает фирма ДАР), тайваньские «мигалки» на стенде фирмы Consul — $30—40.
Самую мощную из lightbars, световых панелей во всю ширину крыши, привезла финская фирма Sarco — она выпускает такую аппаратуру сама и к тому же является представителем знаменитойкомпании
Federal Signal Corporation изСША. Новейшая американская система Vision состоит из семи огней, расположенных треугольником. Каждый из огней, в зависимости от заданной с пульта программы, может вращаться, качаться вправо-влево, мигать или гореть непрерывно. Стоит панель до $3000 и потребляет 30—35 ампер — без СГУ! Такое удовольствие действительно могут позволить себе лишь американцы, у которых на патрульных машинах стоит по два аккумулятора...
В среднем цена панелей вместе с СГУ составляет ми
нимум $800—900: столько, к примеру, стоят английские системы Premier Hazard (их продает фирма ДАР) или установки Code 3 производства США/Великобритании (официальный представитель в Москве — компания Valtex).
Но, по мнению специалистов НИИ Спецтехники МВД, «нашествие» должно вскоре закончиться, и вот почему. Прежде всего, российские фирмы выходят на более-менее приемлемый уровень: на выставке демонстрировался комплект фирмы Корвет (г.Кировск) —ЗЮтыс.руб. за СГУ и 70—90 тыс. руб. за мощный линзовый маячок. А саратовский Солитон наконец-то создал приличную панель стоимостью 700 тыс. руб. (вместе с СГУ она потребляет 15 ампер) — никто из посетителей и не догадывался, что на одной из машин Volvo стоит не американская, а саратовская система. Вдобавок Солитон будет выпускать радиомикрофон, и инспектор сможет подавать команды и включать сирену, находясь вне автомобиля.
И второе:все фирмы,
торгующие такого рода устройствами, должны в обязательном порядке получить заключение НИИСТа на соответствие продукции требованиям МВД России. Вот пример: недавно Москва купила сто полицейских Ford Crown Victoria, оборудованных панелями с красно-бело-желтыми огнями. Теперь водители, увидев «мигалку» издалека гадают: то ли светофор с ума сошел, то ли в глазах рябит...
Наш обзор выставки закончим комментарием профессионалов: для этого мы обратились к постоянному участнику подобных выста: вок, представителю германской фирмы спасательного оснащения Lukas и соотечественникам из НИИ Спецтехники МВД. Вот что, по их словам, представляет Мили- пол-94.
Первое. Организаторы попытались «объять необъятное» — технику милиции, сыскных служб, пожарных, армии, инкассации и Бог знает кого еще. За рубежом выставки такого плана строго дифференцированы по назначению, и уж, во всяком случае, охотничьи ружья выделены в отдельную экспозицию.
Второе. Нынешний Милипол был больше похож на собрание коммерческих киосков, чем на выставку, претендующую на звание международной. Многие приехали, чтобы просто «толкнуть» товар, причем часто — такой же, как у соседа, а иногда и сомнительного качества.
Третье. Допуск на выставку спецтехники должен быть открыт только ограниченному кругу лиц, а не всем желающим за 10 тысяч рублей.
Четвертое. Сейчас чуть ли не каждая область бывшего СССР стремится проводить свои выставки. В прошлом году прошла Сибохрана в Новосибирске, сейчас — Милипол в Москве, на очереди аналогичные выставки в Минске, Ангарске, Киеве... А вот в Германии знаменитая выставка пожарных Красный петух проводится раз в 6—8 лет. Это дает стопроцентную гарантию, что выставка получится интересной, с обилием новинок, и соберет все заинтересованные стороны.
«У меня нет ни денег, ни времени, чтобы возить свои экспонаты каждый месяц в вашу страну», — развел руками наш германский коллега. — «Помнится, в конце восьмидесятых в Москве состоялась полузакрытая экспозиция спецтехники. Это было великолепно! А нынешний Милипол по сравнению с Милиполом-92 выиграл лишь в количестве, но не в качестве. Так что социализм имел свои преимущества»... И, глядя на пеструю толпу посетителей, добавил: «Однако в России уже капитализм. В том числе и в этой области. Но капитализм с ма-аленькой буквы...»
|