«Я разговаривал по радиотелефону», - написал в протоколе дознания водитель, который на днях разбил нашу редакционную «десятку». Вместе с ней серьезно пострадало еще четыре автомобиля. Все они стояли на обочине дороги в безопасном месте. Не знаю, с кем и о чем говорил чудом уцелевший виновник столкновения, но мне показалось, что это был звонок с того света.
Сотрудники ГАИ в последнее время с удивлением отмечают, что все чаще и чаще ДТП в городах совершаются не из-за пешеходов, алкоголя, неисправностей техники, неопытности водителей и по другим традиционным причинам.Теперь аварии зачастую провоцирует радиотелефон. И хотя официальной статистики «трубных» происшествий еще нет, вполне можно свидетельствовать о возникновении новой проблемы на дорогах.
По сотовому телефону мы теперь ведем переговоры, беседуем с родственниками и детьми, заключаем сделки. Он стал нашим личным секретарем и верным помощником. Однако, попав в автомобиль, телефон превращается в нашего злейшего врага.
В самом деле, когда человек во время езды говорит по телефону, управлением автомобиля занята только одна рука. При этом нужно не только крутить баранку, но и переключать передачи, показывать повороты... Такой «связист» неизбежно создает на дороге опасные ситуации.
Один опытный инспектор дорожной службы сказал мне, что вещать по «трубе» во время движения - все равно что ездить с завязанными глазами. Не знаю, так ли это, но чрезвычайные ситуации, возникающие из-за модной игрушки, я наблюдал не раз: представьте себе телефонную будку на колесах, которая мчится по запруженной автомобилями улице...
Ученые утверждают, что говорящий по телефону водитель так же опасен для участников движения, как и пьяный за рулем. Наметанный глаз гаишников действительно не раз путал стиль вождения любителей телефонных разговоров и любителей выпить. И те и другие допускают одинаковые ошибки: несвоевременное торможение, резкие повороты, проезд на запрещающие знаки и сигналы светофоров и т.д.
Однако проблема связана не столько с тем, что управление машиной осуществляется одной рукой. Оказывается, к разговору приковано основное внимание водителя. Это, в частности, подтвердили эксперименты, недавно проведенные за рубежом с автомобильными переговорными устройствами по типу громкой связи.
Дело в том, что мозг человека может одновременно перерабатывать 15 бит информации. Примерно столько ее и поступает к водителю во время движения. А если при этом еще вести беседу? Наш «компьютер» начинает давать сбои. Поэтому нет ничего странного, что водитель, протаранивший редакционную «десятку», так и не смог объяснить, почему пустынная ровная дорога оказалась вдруг столь узкой...
Известно, что за одну секунду автомобиль при скорости 50 километров в час пролетает 14 метров. Попробуйте на мгновение закрыть глаза, когда будете мчаться по трассе, и «русская рулетка» покажется вам детской забавой. Некоторые специалисты утверждают, что риск аварии у обладателей радиотелефонов возрастает в 400 раз! Тот, кто «базарит» по радиотелефону из шикарного автомобиля, рано или поздно пересядет в инвалидную коляску.
Во многих странах применение радиотелефонов в автомобилях уже запрещено законом. Например, в Италии, Испании, Португалии за использование мобильной связи накажут строже, чем за езду после выпитой бутылки виски. В ближайшее время соответствующие ограничения введут Германия, Австрия, Бельгия. Лишь в России эта проблема не только никем не обсуждается, но даже и не поднимается.
Поэтому пока мы можем рассчитывать только на собственное благоразумие. Об этом 1 я еще раз подумал сегодня, когда в специализированном магазине увидел новинку - портативный телевизор, который монтируется в Торпедо автомобиля...
|