озвонил клиент и пожаловался на "зависание" оборотов холостого хода в районе 1600-3200об/мин в ВАЗ-2110 1,6л. Мы договорились, что через час он подъедет, я посмотрю машину. Машина побывала уже в двух сервисах. В каждом сервисе занимались ей очень долго. Поменяли дважды регулятор холостого хода (РХХ), промыли дроссельный патрубок (ДП), проверили датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) - все вроде бы в порядке, но обороты скачут. В последнем сервисе "N" матерый мастер-диагност Петрович вынес диагноз - "неисправны мозги"!
Когда я слышу эту двусмысленную фразу, так и хочется спросить: "Чьи мозги?!"
Как правило, диагносты так говорят, когда не знают в чем причина.* Когда машина заехала ко мне в бокс, то неисправность не заставила себя долго ждать, тут же проявилась. Обороты зависли в районе 1600об/мин. Компьютерная диагностика двигателя (рассмотрим только те параметры, которые влияют на ХХ) по параметрам ДПДЗ показала хороший результат: угол открытия дросселя - 0%, напряжение ДПДЗ - 0,47В. Тут все нормально. Но по РХХ - было, к чему придраться пытливому взору. Шаг открытия - 25 шагов. Это слишком мало, должно быть около 45-ти. Делаю перегазовку. Угол открытия ДПДЗ зависает в 5 градусов, а напряжение на нем валится в 0,16В. Вывод: ДПДЗ неисправен. Про себя думаю:"Сейчас я быстренько поменяю ДПДЗ и поеду домой". Ставлю новый ДПДЗ, завожу двигатель - ничего не изменилось! Cнимаю с ДП резиновый гофрированный "хобот", осматриваю ДП. Вижу, что ДП неоригинальный, с увеличенным диаметром патрубка - 54мм., вместо 46-ти. К тому же, новый РХХ стоит в нем с перекосом.** "Неисправность найдена!" - подумал я. Еще раз начисто промываю ДП. Собираю все обратно и уже предвкушаю, что через пять минут поеду домой, 1 мая все-таки, праздник! Запускаю двигатель - ничего не изменилось! Да-а, думаю, наверное, Петрович был прав! Хватаю с полки первые попавшие под руку подменные "мозги" М7.3, подключаю их вместо родных Январь 7.2. Обороты стабилизировались, все работает нормально! Петрович не ошибся!
Но так как подменные мозги (Евро-3) не соответствуют системе управления двигателя (Евро-2), то тут же загорается лампа СЕ по неисправности второго датчика кислорода(ДК). Оставлять этот ЭБУ нельзя. Беру с полки другой ЭБУ, Январь 7.2, подключаю его. Опять та же самая картина - обороты зависают. Клиент нервно курит одну сигарету за другой, и в его взгляде видно отчаяние: мол, и тут не смогут помочь.
При всей простоте неисправности я уже больше часа потратил на ее поиски и до сих пор не могу найти, в чем причина. На ум опять приходит этот неоригинальный ДП, он мне сразу не понравился. А что, если... Надо проверить! Снимаю дроссельный патрубок еще раз, отворачиваю РХХ. Предположение подтвердилось! Отверстие в ДП под конус РХХ больше положенного! Теперь понятно, что этот ДП от Нивы, а у Нивы отверстие под конус РХХ больше, чем у ВАЗ- 2112. Из-за этого в двигатель поступает больший объем воздуха, обороты вырастают, иногда зависают. В решении этой проблемы есть два пути: оставить этот ДП и поставить в него РХХ от Нивы или установить новый ДП от ВАЗ-2112 вместе с регулятором 2112. Пошли по первому пути, как наиболее дешевому. Поставили РХХ от Нивы, неисправность исчезла.
Анализируя произошедшую ситуацию, можно восстановить всю картину случившегося. В первом сервисе правильно определили неисправность. Но при замене старого, неисправного РХХ не обратили внимание, что он от Нивы, а новый, как обычно, установили от ВАЗ-2112. Именно в этом сервисе внесли основную неисправность.
Во втором сервисе Петрович еще раз поменял РХХ и закрутил его всего на один болтик, лень было снимать ДП. РХХ перекосило, образовался неучтенный подсос воздуха, который внес еще одну дополнительную неисправность. Под конец Петрович еще больше усугубил ситуацию своим коронным выражением: "Неисправны мозги"!
Я снимал ДП и, к сожалению, не обратил внимания на отверстие под конус РХХ. Также с толку сбил подменный ЭБУ М7.3 (у этого контроллера пределы регулирования по зажиганию больше). Из-за этого потратил много времени на устранение этой неисправности, почти 2 часа. Правда, появился повод написать эту статью. Единственное, о чем я знал точно, когда машина заезжала в бокс, что с "мозгами" у нее все в порядке!
* - Для справки. Диагност обязан иметь подменный ЭБУ, датчики и т. д. для российских автомобилей, иначе клиент так и будет отвечать своим кошельком за разгильдяйство "горе-диагностов". ** - В начале статьи я специально указал марку двигателя - 1,6л. Дело в том, что на нем установлен пластиковый впускной коллектор и доступ к одному из болтиков РХХ сильно ограничен. Чтобы завернуть болтики крепления РХХ желательно снять ДП.
Смирнов Павел
Другие статьи по теме:
Не долго музыка играла, не долго фраер танцевал
Первый гололед: коммунальщики зачет не сдали
О коммунальной аварии в Абазе правительство Хакасии сообщило через сутки
Toyota Camry 2012: «Смена поколений»
ОБЗОР ПРОДАЖ АВТОДИЛЕРОВ по итогам августа 2012 года
СЫН ОБ ОТЦЕ
Чище в окрестностях не стало
Пять человек погибли в Хакасии в ДТП
Panamera MANSORY: КАРБОНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
G-Force Motorsport: КОГДА ИНТЕРЕСЫ СОВПАДАЮТ
|