Окончание прошлого сезона настраивало на оптимистический лад: появились новые команды с опытными пилотами и современными автомобилями, организация соревнований на Кубок Ротапэ-АСПАС заслужила самой высокой оценки, а питерская трасса «Невское кольцо» еще на шаг приблизилась к уровню современного автодрома. Оставалось объединить усилия всех заинтересованных сторон и продемонстрировать восхищенным зрителям высокий уровень развития отечественного автоспорта.
И было слово. Вернее, проект договора между Российской автомобильной федерацией и автономной некоммерческой автомотоспортивной организацией АСПАС о проведении многоэтапного Чемпионата России. Поскольку половина этапов должна была пройти в Санкт-Петербурге, на трассе «Невское кольцо», то и одноименная общественная организация должна была стать полноправным участником договора.
Дальше проекта дело не пошло, хотя сама идея всеми без исключения была одобрена. За разъяснением ситуации мы обратились к участникам процесса.
Наш первый собеседник - Николай Викторович Некрасов, директор стадиона им. С. М. Кирова. На территории этого спортивного сооружения и располагается единственная в России стационарная гоночная трасса «Невское кольцо».
-В чем, с Вашей точки зрения, причина конфликта?
-Чемпионат России должен был состоять из десяти этапов. Пять из них предполагалось провести в Москве, на Воробьевых горах, другую половину - в Санкт-Петербурге, на «Невском кольце». Не исключалось использование и трассы автополигона в подмосковном Дмитрове, где можно было провести трехэтапный Кубок России.
За организацию чемпионата готов был взяться руководитель АС- ПАС Игорь Ермилин. Но он сразу же потребовал эксклюзивных прав, причем сроком на пять лет. Нам же было заявлено: вместо передачи трассы в аренду вы будете иметь возможность проведения на ней гонок (?!). Мы, естественно, выступили против такого «эксклюзива», тем более что уже имели печальный опыт общения с монополистом - некоммерческим фондом «Автоспорт».
-В результате появилась альтернативная Национальная гоночная серия АСПАС. Ваше мнение об этом проекте?
-В моем понимании слово «национальная» прежде всего означает «российская». Кроме того, имеет место не совсем корректный поступок: еще в октябре прошлого года мы говорили о национальной гоночной серии с Игорем Ермилиным, и я предложил это название.
И еще. В п. 18 Спортивного кодекса Российской автомобильной федерации записано:«Национальное соревнование России - это соревнование, на которое допускаются участники, имеющие лицензии РАФ, и включенное в спортивный календарь РАФ».
-Все гонщики, готовые участвовать в НГСА, разумеется, имеют лицензии. Значит, дело в календаре?
-15 января представитель АСПАС был приглашен в РАФ на согласование календаря 1998 года, однако на совещание никто не явился. А 20 февраля АСПАС представил на утверждение регламент собственных соревнований, и в нем сроки проведения гонок 30-31 мая и 29-30 августа совпадали с нашим календарем. РАФ проявила добрую волю: учитывая то, что 30 августа - профессиональный праздник нефтяников, а генеральный титульный спонсор НГСА - компания «ЛУКойл», решила с этого числа этап Чемпионата России перенести. По 31 -му мая мы ждали такого же решения от АСПАС, однако его не последовало.
-Если решения и не будет, как, по Вашему мнению, должна отреагировать РАФ?
-Просто объявить гонки НГСА, совпадающие с этапами Чемпионата России, запрещенными - со всеми вытекающими для их участников и организаторов санкциями. Если РАФ себя хоть чуть-чуть уважает, то решение должно быть именно таким.
-Часть гонщиков готова подписать договор согласия с АСПАС. Не боитесь, что в этом случае Чемпионат России во многом потеряет?
-Думаю, не очень. Более того, имея гоночную трассу, мы можем провести Открытый чемпионат России с привлечением иностранных гонщиков.
Однако должен уточнить: наша позиция отличается от позиции РАФ. Федерация полностью не приемлет гонки на Воробьевых горах. Мы же считаем, что если Игорь Ермилин
принимает всю полноту ответственности за обеспечение безопасности, а гонщики соглашаются играть по его правилам, то почему бы нет?
Да, на сегодня кольцевой комитет РАФ весьма слаб, но тем не менее мы должны жить по законам Автомобильной федерации.
-А если согласия не будет, не жалко ли потерять для Чемпионата России такие классы, как «Формула 3» и «Супертуризм»?
-Я считаю, что у нас в стране пока нет предпосылок для бурного развития таких классов. И «БЗ» и «Супертуризм» пока весьма малочисленны из-за своей высокой стоимости. Правда, я согласен с Игорем Ермилиным в том, что нужно постепенно приводить технические требования «Формулы 3» к мировым, с оглядкой на календарь международных соревнований. На сегодня при своей численности наши национальные гоночные классы вполне обойдутся и без «БЗ», и без «Супертуризма», но - не наоборот.
И все же в заключение разговора Николай Викторович Некрасов заметил, что конфронтация не нужна и во многом создана искусственно.
Так кто же инициатор конфронтации? АСПАС?
Мы посчитали необходимым задать ряд вопросов руководителю АСПАС Игорю Васильевичу Ермилину.
-Большинство Ваших оппонентов весьма настороженно отнеслись к определению «национальная» в названии проводимой Вами гоночной серии. Может, было бы лучше назвать ее, например, «Суперсерией»?
-Дело в том, что наши «Супертуризм» и «БЗ» - не совсем международные. Это новые для нас классы, и обеспечить в них необходимое количество участников пока сложно. Дело не только в стоимости автомобилей - у нас пока мало опыта
работы с ними. Не случайно ведущие команды работают не только с зарубежными гонщиками, но и с инженерами из-за рубежа. Кроме того, название «национальная», с одной стороны, достаточно скромное, а с другой - весьма обязывающее.
-Весьма амбициозное, я бы сказал...
-Почему? Любое соревнование, проводимое на территории России, - национальное. В то же время мы не посягаем на слово «российское», так как на это не имеем права.
А вот уровень организации Чемпионата России нас действительно смущает.
-Но вместо того чтобы конструктивно сотрудничать с РАФ в деле организации чемпиона
та, Вы проводите, по сути, альтернативные гонки.
-Во-первых, мы себя никому не противопоставляем. Мы проводим гонки так, как считаем нужным, и при этом стремимся никому не мешать.
Действительно, нам было предложено подписать договор о проведении Чемпионата России. Но заключать такой договор на какой-то определенный этап или даже на год я не вижу смысла. Такие документы должны подписываться на несколько лет вперед и предполагать соответствующие полномочия. Сейчас организаторов этапов несколько, общей руководящей силы нет, как нет и общей ответственности...
-Отсюда и требования эксклюзивности, причем сроком на 4-5 лет?
- Безусловно. Что касается сроков, то здесь просто экономическое обоснование. В этом году мы не планировали проведения чемпионата, поэтому первый сезон был бы очень затратным, так как привлекать спонсоров было уже поздно. На следующий год, в случае хорошо раскрученного зрелища, мы несли бы минимальные расходы. Третий принес бы некоторую прибыль, а четвертый покрыл бы расходы первого года. И вот на пятый год мы смогли бы провести открытый чемпионат по международным правилам в «БЗ», «Супертуризме» и 2-лит- ровой группе «1М». Мы бы имели красивый чемпионат, который в определенной степени представлял бы готовый товар.
Но моя самая большая мечта - провести национальный чемпионат в «Формуле 3», победитель которого мог бы рассматриваться кандидатом на получение суперлицензии.
Мы подготовили и вынесли на Совет по автоспорту договор, но там судьбу кольцевых гонок решили специалисты по ралли, треку и кроссу. Было заявлено, что мы продаем национальное достояние.
|