Действия кабинета Касьянова—лишь часть многоактной драмы под названием «Злоключения иномарок в России». Власти давно смекнули, что нет необходимости их запрещать — вполне достаточно, чтобы законопослушные представители лидеров мирового автопрома существовали в России, как герои легендарного «Дня сурка», — в жанре дурной бесконечности. За 10 лет ПЯТЬ раз менялись основные положения таможенного «уложения» и невесть сколько раз тасовали категории льготников — а честный бизнес в принципе невозможен без стабильного законодательства и равенства условий для всех. Причем никто никогда и ничего не менял в лучшую сторону, но обязательно произносил два заклинания: мы (не я — а вдруг к ответу призовут?) поддерживаем отечественного производителя и вообще поступаем в соответствии с международной практикой. Ой ли!
Чиновники лукавят уже в том, что «все так делают». Действительно, членство в ВТО вовсе не означает отказа от защиты собственного рынка. Более того, бизнес-элита тем и отличается от братков, что не беспредельничает на чужой территории, а учитывает местную специфику, особенно, если видит перспективу. И чем выше ставки, тем более серьезные льготы можно выторговать у сильных мира сего. Но действовать послабления будут только в строго определенный «период адаптации».
И чтобы добиться их, нужно получить статус развивающейся страны.
Во-первых, проситель вправе рассчитывать на защиту собственного производителя с помощью квот, однако, наиболее распространенная схема ограничений импорта — пресловутые таможенные пошлины. Помимо очевидной простоты введения этот метод еще и очень гибкий. В его основе лежит договоренность о том, что верхняя планка «пограничных поборов» для развитых стран не должна превышать 15%. Такое повышение розничной цены не создает серьезных препятствий для свободы экспорта и в то же время стимулирует инвестиции — никто не хочет переплачивать, даже немного. А вот страны, признанные развивающимися, могут не то что льготами разжиться, а получить привилегии по сравнению с развитыми партнерами. Корея, прикинувшись «недоразвитой», за два года увеличила выпуск легковых автомобилей с 1,21 до 2,8 млн. штук и не только практически закрыла импорт, но и экспортировала свою продукцию на льготных условиях! А когда настало время многократно снижать пошлины, бесхитростные европейцы с удивлением обнаружили, что в Стране утренней свежести долгие годы шла негласная кампания, в результате которой лозунг «Купил иномарку — продал Родину!» стал стилем жизни. Но в Азии не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Китайцам запросто разрешили пошлину в 100% на импорт автомобилей. Да хоть в 1000, какая разница, если и сегодня личные машины могут позволить себе только предприниматели из свободных экономических зон, а в какой-нибудь Внутренней Монголии самолетов и то больше. Зато, запретив импорт, так называемые марксисты одновременно обеспечили карт-бланш притоку иностранного капитала — сегодня в КНР сборочные предприятия имеют Wolkswagen, Ситроен, Фиат, Бентли, Порше, Honda, Бугати.
В результате, «безлошадная» Поднебесная превратилась в одного из ведущих экспортеров в регионе и вот-вот обгонит по объему производства Россию! Постеснялся бы господин Каданников ссылаться на китайские заградительные пошлины в оправдание введения таких же и у нас — не они инструмент для привлечения инвесторов, а государственные гарантии.
|