В среднем с начала года каждого водителя три раза останавливал инспектор ГАИ. Не удивляйтесь, если эта цифра не совпадает с вашим опытом. Можем утешить вас тем, что среди опрошенных попадались водители, которых за это время останавливали 45 раз. Не стоит надеяться и на то, что умение управлять автомобилем и то, что вы уже больше десяти лет крутите баранку, позволит вам избежать неприятной встречи с автоинспектором. Выяснилось (а точнее — подтвердилось) , что решающую роль при встрече сыграет ваш возраст и марка вашего автомобиля. Если вы принадлежите к прекрасной половине человечества, очаровательная улыбка, скорее всего, обеспечит благоприятный исход встречи. Но если вы много зарабатываете, то у вас мало шансов выйти сухим из воды. А уж в определении вашего дохода блюстители порядка вряд ли ошибутся. Если ваш среднемесячный доход больше миллиона рублей, то практически каждая встреча обернется для вас потерей. Зато у тех, кто зарабатывает меньше 200 тысяч в месяц, шансы бесплатного общения с гаишником возрастают в семь раз. Что ж, утешим себя тем, что ГАИ помогает правительству уменьшить неравенство в доходах населения. А еще порадуемся тому, что гаишники уважают старших: пожилых водителей ГАИ штрафует в четыре раза реже.
ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ...
Ни для кого не секрет, что штрафы бывают разные — как по величине, так и по форме уплаты. Именно это и служит почвой для привычки держать деньги в правах. Каждый десятый москвич регулярно кладет в права различные суммы, от 5 до 500 тысяч. Видимо, эта группа водителей осталась обойденной вниманием при переходе на новую форму водительских удостоверений в виде карточек, на которых неплохо было бы предусмотреть карман для небольших сумм, ведь в среднем их величина составляет около 20 000 руб. Еще 2 % водителей лишь время от времени кладут деньги в права, стремясь обойти официальную процедуру уплаты штрафов. Посудите сами: кто ж согласится тратить четыре-пять дней (а именно столько это в среднем заняло у опрошенных, которые решили пройти официальную процедуру через Сбербанк и ГАИ), когда все можно уладить за пару минут? Эту тонкость с успехом использует московская Г АИ. В среднем с начала года каждый автомобилист, остановленный инспектором, четыре раза давал взятку сотруднику ГАИ. Анализ показывает, что в трех из четырех случаев, когда дело доходит до денег, сумма, уплаченная водителями, попадает в карман блюстителей порядка, а государству и «официальному» бюджету автоинспекции достаются лишь жалкие остатки. И хотя сумма «официально» собранных штрафов строго хранится в тайне, все же есть чиновники, знающие ее точно. Знают ее и руководители ГАИ. А потому, когда в очередной раз поведутся разговоры о недостатках средств на содержание личного состава и низких зарплатах, то для оценки реальных доходов инспекторов рекомендуем скорректировать полученную в виде официальных штрафов сумму в соответствии с приведенной выше методикой и разделить ее на число инспекторов московской ГАИ (эта цифра, кстати, тоже хранится в секрете). Заметим здесь же, чтЪ штрафы, оплаченные «на месте» под всевозможные квитанции, мы причислили к разряду «официальных», что, по нашим наблюдениям, далеко не всегда верно.
НАМ НЕ ПО ДУШЕ ТАЛОНЫ!
И все же ГАИ не бездействует. В недрах автоинспекции постоянно зреют различные идеи о нововведениях, которые не остаются незамеченными московскими автолюбителями. Но далеко не все новшества находят понимание в среде автолюбителей. Так, отношение к введению «талонной» системы учета нарушителей ПДД откровенно негативно: только 20 % поддерживают ее введение, 54 % выступают против. Здесь, конечйб, можно было бы вновь упрекнуть водителей в необъективности: какому, дескать, нарушителю понравится, что теперь инспектор вправе тут же заглянуть в «личное дело» водителя, узнав о его былых прегрешениях? Но на деле события все чаще развиваются по такому сценарию. Если раньше нарушители предлагали инспектору взятку в надежде Сэкономить не только время на беготню в сберкассу и в ГАИ, но и деньги (сумма взятки обычно отличалась от официального штрафа в полтора-два раза), то нынче многие готовы отдать инспектору в два раза больше денег, лишь бы не получать злосчастный талон.
Допускаем, что нам могут возразить — водители, мол, не эксперты в таких сложных вопросах. Что ж, с этим трудно спорить. Они судят только по собственным ощущениям, все еще полагая, что система ГАИ существует для них, причем на их — налогоплательщиков — деньги, а не наоборот.
В этой публикации мы постарались воздержаться от подробных комментариев и анализа полученных в результате опроса данных, хотя почва для такой работы — богатейшая. Мы лишь надеемся, что подобную работу проделают и руководители ГАИ, поделившись вскоре своими мыслями и с нашими читателями.
|