Тема сегодняшней статьи не интересна грамотному автомобилисту, легко связывающему теорию с практикой. Она для новичков, для которых далеко не все, что происходит в цилиндрах двигателя, понятно, а тем более очевидно. Она для водителей со стажем 0,5 - 1 год, которые, пообвыкнув к дорожным условиям и автомобилю, хотят ехать еще быстрее, а тратить топлива еще меньше. Как правило, вокруг появляется масса советчиков поменять топливные жиклеры на более производительные, загнуть оба носика ускорителя в первую камеру (карбюратор 2108 и модификации), поменять кулачок ускорительного насоса на более производительный, и. т. д., и. т.п. Все это, как правило, приводит не только к увеличению расхода топлива, но и снижению мощности. Периодически в технической литературе появляются новые "уникальные" разработки, якобы обеспечивающие снижение расхода до 20-25% и увеличение мощности на 10-15%.
Многие покупаются в прямом смысле на эти открытия, но воз и ныне там.
Чтобы начинать "модернизировать" систему питания, нужно четко понять, как работает система питания.
Итак. К концу такта сжатия в камере сгорания над поршнем должна быть такая смесь воздуха и паров топлива, которая должна воспламениться от искры между электродами свечи зажигания. Далеко не любая смесь на это способна. Если в ней слишком мало воздуха (много топлива) или наоборот - сгорание становится ненадежным или вообще прекращается.
Чтобы топлива сгорело полностью требуется участие в процессе достаточного количества воздуха: на 1кг. паров бензина - 14,9кг. воздуха. Такое их соотношение называют коэффициентом наполнения "а", равным единице. По мере уменьшения подачи воздуха смесь называют (условно) обогащенной (а =0,85-0,90), богатой, переобогащенной. И наоборот, при увеличении доли воздуха: обедненная (а = 1,05-0,15), бедная, переобедненная.
При обогащенных смесях удается достичь наибольшей мощности, но расход топлива значительно возрастает из-за его неполного сгорания. В тоже время дефицит воздуха означает "недоокисление" продуктов: первой в выхлопных газах появляется окись углерода СО, а дальнейшее обогащение приводит к черному выхлопу, так как в месте с газами выбрасывается несгоревший углерод С - частички сажи. Кстати, к этому моменту содержание СО может вырасти до 9-10% (при допустимом значении не более 3,0%).
При обедненных смесях мотор экономичнее, но не добирает в мощности. Обогащать смесь до значений "а"ниже 0,85 нет смысла - еще больше вырастет расход, а мощность понизится, так как богатая смесь хуже горит. Обеднять смесь выше 1,15 тоже не выгодно: в силу ряда причин (замедленное воспламенение, неустойчивое горение и т. д) заметно снизится мощность, а расход топлива начнет расти - не в последнюю очередь из-за того что появятся пропуски в работе свечей зажигания. Как результат - повышенное содержание в выхлопных газах углеводородов СН - несгоревшего топлива.
Итак, возможный диапазон изменений состава смеси для бензинового двигателя довольно узок. "а" пальцем не пощупаешь, линейкой не измеришь. Значит, не всякое баловство с системой питания оправдано, настраивать ее нужно очень тщательно. Об этом нужно сразу напомнить, кто мечтает повысить экономичность мотора, установив в карбюратор топливные жиклеры поменьше, или достичь сказочной мощности, закрутив неоправданно большие. В обоих случаях, как правило, получаются противоположные результаты. Заодно хочу предостеречь тех, кто, решив самостоятельно почистить карбюратор, при сборке перепутает топливные или воздушные жиклеры местами. Первая камера будет готовить очень богатую смесь: двигатель кушает много, а мощность резко падает, а вторая камера, если до нее дойдет дело - слишком бедную смесь (на скорости свыше 60км/час двигатель не тянет).
Все выше сказанное в первую очередь касается карбюраторных автомобилей. Большинство начинающих даже самого слова "карбюратор" побаивается, а среди опытный автомобилистов немало тех, кто с ним "на ты". Но и они от ошибок не застрахованы. Для чего все это было сказано.
Во-первых, если вы приехали в сервис и "мастер" пытается отрегулировать систему питания на слух и на нюх, нужно немедленно пресечь его бурную деятельность и срочно покинуть сервис.
Во-вторых, если газоанализатор, при помощи которого будет регулироваться система питания имеет шкалы измерений только СО и СН, лучше тоже сразу уехать. Такие газоанализаторы нужны при контроле регулировок (например, на станциях государственного технического контроля).
И в-третьих, если регулировки ведутся на 4-х или 5-и компонентном газоанализаторе, то вы, как уже грамотный человек должны следить за показаниями прибора, регистрирующего "лямду". Если после регулировок "лямда" будет в пределах 0,98 - 1,02 регулировка системы питания выполнена правильно при условии, что количество кислорода по шкале "О2" не будет превышать 1,5%. Ну а если "лямда" будет равна единице, то вы получили экономичный и мощностной двигатель. Но это только в том случае, что свечи зажигания работают без пропусков, высоковольтные провода обладают необходимым сопротивлением, зазоры на контактах прерывателя (если они есть) и установочный угол опережения зажигания соответствуют заводским установкам.
Большую часть времени двигатель эксплуатируется на режимах, не требующих максимальный мощностей или крутящего момента, когда разумнее обеднить смесь Поездки в городском ритме, долгое простаивание в пробках, то есть работа в режиме холостого хода как раз и просят несколько обеднить смесь, но с умом. Квалифицированный специалист может снизить долю СО в выхлопных газах до разумной величины (0,8 - 1,0%), но при обязательном контроле количества углеводородов СН, так как при снижении СО чрезмерный рост СН недопустим. Для более экономного расхода топлива в городском цикле лучше использовать принудительный холостой ход, то есть торможение двигателем. В этом случае подача топлива в цилиндры вообще прекращается. В них ничего не горит, в выхлопе почти чистый воздух, да и тормозные колодки изнашиваются меньше.
И последнее. Нелишне напомнить о типичных ошибках неопытных автолюбителей. Будьте аккуратнее с "подсосом"! Очень важно представлять, когда пользоваться им недопустимо. Нельзя прикрывать или закрывать полностью воздушную заслонку при горячем двигателе (например, неустойчивый холостой ход) - смесь может так переобогатиться, что перестанет воспламеняться. Трудно запустить двигатель, который в жаркую погоду "остывал" под капотом 10-15 минут. Когда над поверхностью бензина в поплавковой камере и выше, в воздушном фильтре, скопятся плотные пары топлива, мотор можно быстро запустить, убрав пары. Для этого достаточно выжать педаль газа до упора в полик и запустить двигатель стартером оказывается очень просто и быстро.
Если у вас проблемы с расходом топлива, приезжайте к нам, и мы поможем сократить расход до разумного минимума. Наш Адрес: улица Вонцовского,1Ж (бывшая Институтская), т.89122675911.
А. В. Писаченко
Другие статьи по теме:
«Хлебные места нашего города»
Постановка авто на учет теперь «кусается»
Зимний пуск инжекторных машин.
Весна! Запахло…
Обновленный Chevrolet Captiva
На такси – по таксе
Для одного знакомство закончилось ЧМТ, для другого – разбитой машиной
Минтранс Хакасии призывает водителей быть осторожнее на "Полке"
Рестайлинг Mercedes-Benz CL
Mercedes SL BRABUS T65 RS: Чернее чёрного
|