28 апреля — перед тренировками — Сенна устроил пресс-конференцию и одновременно презентацию своего нового велосипеда «Айртон» (ведь бразилец был еще и коммерсантом). Вопросы сыпались разные, но в центре внимания оказались, разумеется, предстоящие гонки на Большой Приз Сан-Марино.
Айртон начал сезон неудачно и в первых двух гонках выбыл из борьбы. Он впервые выступал за команду «Вильямс». Особенно Сенну тревожила сырая конструкция новой модели «ФВ 16». По его мнению, на быстрых поворотах, где скорость достигает 290 — 300 километров в час, машина вела себя очень «нервно».
Как сообщила «Гадзетта делло спорт», вечером того же дня механики «Вильямса» доставили из Англии новые нижние рычаги передней подвески и переднее антикрыло. Главный конструктор Адриан Ньюи надеялся, что сочетание измененной кинематики и дополнительной прижимающей силы антикрыла обуздает машину.
Трассу в Имоле, расположенную в Италии, для проведения Большого Приза Сан-Марино ежегодно арендует автоклуб крошечной горной республики. У трассы далеко не лучшая репутация. Главные недостатки — плавные «пучности» дорожного полотна и отсутствие на некоторых поворотах (в том числе и на «Тамбу- релло») гравийных ловушек, отбойников и связок из старых шин.
Первая авария произошла на тренировке в пятницу: Барикелло на своем «Джордане» перелетел через бетонную стену. Вечером, включив телевизор (а я только-только приехал в Имолу), не разобравшись в скороговорке итальянского диктора, ваш покорный слуга решил, что Рубенс погиб. Слава Богу, я ошибся.
На другой день во время контрольных заездов произошла первая трагедия — разбился австриец Ратцен- бергер. Сенна был очень расстроен и в день гонок положил в кокпит своего «Вильямса» австрийский флаг. Бразильцу после двух неудач в сезоне был просто необходим выигрыш на третьем этапе. И если бы Айртон пришел первым, он посвятил бы победу покойному Ратцен- бергеру.
Трудно сказать, улучшили или нет характеристики «Вильямса-ФВ 16» новые детали, привезенные из Англии. Но Сенна был исполнен решимости. В затылок ему дышал молодой Михаэль Шумахер.
На «Бенеттоне» немца стоял автомат старта — запрещенное электронное устройство, которое по стартовому сигналу безошибочно прибавляло газ, плавно включало сцепление и нужные передачи, не допуская пробуксовки шин. Потом, при разбирательстве в технической комиссии руководство «Бенеттона» утверждало, что автомат был отключен. Он действительно отключался без вмешательства гонщика при торможении перед первым поворотом, а проводки, идущие к исполнительным механизмам, Шумахер вполне мог оборвать перед финишем. С Шумахером бразилец мог бороться, но с электронным автоматом...?
А Сенна жаждал победы. Это понимали все. Мы с Николаем Поповым приехали в Имолу, чтобы вести репортаж с гонок для Российского телевидения. Утро перед гонками, точнее — уорм-апом мы с Николаем Сергеевичем «пасли» палатку «Рот- манса», спонсора команды «Вильямс». И вот появляется Сенна в сопровождении Алена Проста (в то время комментатора Ф-1 для французского телевидения). Я вскидываю камеру, щелчок и... все. Кончилась пленка. Когда новая кассета встала на место, два дюжих молодца из секьюрити уже вывесили перед нами непрозрачную штору.
— И к лучшему, — подумал я. — Фотографировать перед стартом — плохая примета.
Старт вышел неудачным. Столкнулись «Бенеттон» Лехто и «Лотос» Лами. Гонку остановили, и пока убирали обломки вереница автомобилей делала круги за «сейфти-каром» — судейской машиной. Потом — новый старт, и на втором круге — опять авария. Лидер Сенна, по пятам преследуемый Шумахером, ударяется о бетонный барьер на отлогом левом повороте «Тамбурелло» и отлетает на обочину трассы. Мы видим, как Сенна пошевелился в кокпите, и на смену еще неосознанному ужасу приходит слабая надежда...
Перед этапом в Имоле бразилец участвовал в 160 гонках первенства мира, выиграл 41 и трижды (в 1988, 1990 и 1991 годах) был чемпионом мира. Таких аварий в десятилетней карьере Ф-1 Сенна пережил добрый десяток. Двадцать два раза он без последствий вылетал с трассы. Выручали ремни безопасности, защитная «клетка» корпуса машины, ловушки из гравия, бортовая противопожарная система.
Мы онемели. В эфир пошли формальные фразы. Не отрываясь, смотрим на монитор. Там, метрах в семистах от нас суетятся врачи, судьи, механики.
Представитель «Ротманс», с которым мы сразу связались, сказал, что Сенна погиб. При ударе машины о стену кусок переднего антикрыла оторвался и пробил голову гонщика над правой бровью, вонзившись между кромкой шлема и прозрачным козырьком.
Смерть констатировали ночью, в больнице, хотя гонщик погиб на месте. Дело в том, что по итальянским законам в случае фатального исхода прямо во время гонок, вся ответственность ложится на организаторов и директора трассы. А так — спортсмен во время соревнований получил тяжелое ранение и не более того.
Потом утверждали, что причиной катастрофы стала якобы плохо сваренная из двух частей рулевая колонка. Полагаю, что эта поломка — следствие, а не причина аварии. На снимках разбитого автомобиля видно, что оба правых колеса при ударе не оторвались, как обычно случается, от своих рычагов. Наружный фланец каждого, исковерканный или сорванный, свидетельство того, что Сенна до последнего момента пытался сделать удар скользящим и выворачивал руль. Черный ящик выдал информацию, что с момента изменения траектории машины до удара прошло 1,8 секунды. За это время, сознавая опасность ситуации, Сенна должен был сделать (и сделал) все, что можно для выхода из критического положения. Лобового удара в барьер, судя по разрушениям, пилот избежал. Первыми «потерпевшими» касательного столкновения стали правая часть переднего антикрыла и правая рулевая тяга. Одна из этих деталей смертельно ранила Сенну.
Но если гонщик до последней доли секунды выворачивал руль, то удар о барьер обязательно передался через колесо, рулевую тягу и реечный рулевой механизм. И, встретив сопротивление рулевой колонки диаметром 18 миллиметров, которую удерживал за рулевое колесо бразилец, удар скрутил и сломал колонку.
Неизвестно, была ли проведена медицинская экспертиза рук, мьппц и костей Сенны. Характер и состояние повреждений, а они вероятнее всего были, стал бы бесспорным доказательством того, что поломка рулевой колонки лишь следствие, а не причина аварии.
Выяснилось, что за те роковые 1,8 секунды гонщик сумел погасить скорость с 309 до 219 км/час. Эксперты также пришли к заключению, что из-за небольшой неровности «Вильямс» Сенны царапнул днищем дорожное полотно на «Там- бурелло» (дорожный просвет болида ради увеличения прижимающей силы уменьшили до 5 мм!). В результате «нервный» «ФВ 16» изменил направление движения и понесся навстречу гибели.
Итак, знаменитый гонщик, по моему заключению, погиб из-за драматического стечения обстоятельств. Основные причины таковы: сырая конструкция машины, стартовый автомат на «Бенеттоне» Шумахера, обострение конкуренции и стремление идти «ва-банк», неустраненные неровности полотна и отсутствие на трассе защитных ограждений. Конечно, проще всего, ссылаясь на поломку рулевой колонки, обвинить технического директора «Вильямса» Хеда и главного конструктора Ньюи в технической небрежности. Суд судом, но поломка, скажу еще раз, не причина, а следствие аварии. А может быть суть вовсе не в этом. Просто 1 мая кончилась пленка с кадрами из жизни Айртона Сенны. А этот человек не раз утверждал, что он никогда не злоупотребляет расположением Бога, который ведет и помогает ему.
|