Принято считать, что глав- ные враги металла — вода и кислород. По большому счету это так и есть, Однако, если мы опустим пластину на чистого железа в химически чистую воду и обеспечим проникновение туда чистого же кислорода, то ничего особенно страшно 1чэ не произойдет. Пластина слегка поржавеет, покроется топкой окисной пленкой, и эта же пленка станет препятствием для развития процесса. Он, конечно, продолжится, только очень медленно,
В реальной жизни дело обстоит куда хуже, а вызнано это примесями, а первую очередь теми, что растворены в иоде. Даже слабый раствор солей, щелочей, кислот — это уже не пода, а электролит (тут уместно вспомнить
хотя бы свой аккумулятор), В результате нам приходится бороться не с химической, а с электрохимической коррозией, а это зверь злобный и агрессивный.
Электрохимическое разрушение железа принято делить на несколько разновидностей, Схема действия электролитической коррозии ясна из прилагаемого рисунка. Непосредственно под каплей воды, лежащей на незащищенном металле, образуется анод (это обусловлено ухудшением прито- -ка кислорода), а в окружающей зоне — катод. Анод, как и положено по науке, быстро разрушается, поскольку отдаст положительно заряженные ионы. Примерно то же происходит и в случае так называемой щелевой коррозии. Подчиняясь капиллярному эффекту, влага охотно пробирается в разнообразные шньт, стыки и складки, а там начинается знакомый
процесс: недостаток кислорода, образование электродных зон и разъедание анода. Существует еще и биметаллическая коррозия (иногда ее называют гальванической), когда влага, играющая роль электролита, становится мостиком между двумя разными металлами (для примера надо заметить, что очень активную пару образуют железо и алюминий. Вообще биметаллический вариант наиболее агрессивен во всей электрохимическойсерии ». Самостоятельным фактором, усугубляющим действие гальваники, считается так называемая фреттииг-коррозия- Она воз ни кает там, где две детали нс сжаты iidкр еп ко, а трутся одна о другую. Особенно опасно, когда эти взаимные подвижки носят высокочастотный характер. И, наконец, надо уномя1гуть коррозию напряжения, где, как и п предыдущем случае, механика смыкается с электрохимией, Дело в том, что многие кузовные элементы вовремя езды испытывают значительную нагрузку, причем переменную, а в таких условиях разрушающее действие коррозии заметно ускоряется.
|