Гибриды
Электрокары
Гидрогенные двигатели
В нашем журнале мы частенько рассказываем о различных концептах, электрокарах и гибридных автомобилях, словом, о семействе автомобилей, разработанных для светлого «завтра». И сегодняшний наш рассказ как раз об одном из них, только с существенной поправкой: это не выставочный образец, и не виртуальная концепция, а вполне реальный и действующий автомобиль, прибывший в Алматы из Германии своим ходом.
Над созданием «чистых» двигателей автопроизводители работают уже достаточно долго. И, положа руку на сердце, следует признать, что вопросы экологии являются не главной целью этих разработок. Мир давно пытается найти приемлемую альтернативу традиционному топливу, и, судя по последним достижениям, очень близко подошел к решению этой проблемы.
Гибриды
Если не вдаваться в подробности, то в общем можно выделить три направления работы инженеров в этой области. Первое, наиболее коммерчески успешное на сегодняшний день,– гибридная силовая установка, включающая в себя сочетание традиционного двигателя и электромотора, аккумуляторную батарею увеличенной емкости и систему рекуперации. В подобных установках, как правило, колеса раскручиваются непосредственно электродвигателями, которые выступают в роли генераторов при торможении. Такая технология позволяет значительно уменьшить расход топлива, но не исключает его применение. Внедряя подобные инновации в уже существующий модельный ряд, производители практически не рискуют, так как кузов, основные узлы и агрегаты гибрида незначительно отличаются от тех, что используются для традиционных автомобилей. Вероятно, поэтому гибридные модели за последние десять лет появились практически у каждого автопроизводителя, и, судя по устойчивому спросу на них в развитых странах, именно эта технология в ближайшие десять лет может прийти на смену традиционным двигателям.
Электрокары
Другое серьезное направление – электрокары. Эти автомобили используют только электрическую энергию и в конструкции также имеют электродвигатель, систему рекуперации энергии и аккумуляторную батарею. Существенный недостаток данной технологии кроется в ограниченном потенциале аккумуляторной батареи. Компаниям, работающим в этой области, удалось добиться неплохих результатов: на одной зарядке электрокар может проезжать около 200–300 километров, при этом такие потребительские качества, как динамика и комфорт, ничуть не хуже, чем у традиционных машин. Более того, существуют спортивные электрокары, не уступающие в скоростных характеристиках своим бензиновым собратьям. Минусы заключаются в высокой стоимости технологии и в отсутствии развитой структуры зарядных станций. Впрочем, эксперименты с электрокарами продолжаются, и на сегодняшний день в ряде европейских стран они работают в службах проката, такси и свободно продаются для частного использования.
Гидрогенные двигатели
И, наконец, третье направление – двигатели, использующие в качестве топлива водород. На сегодняшний день в этой сфере работают в основном над двумя типами двигателей: с традиционной камерой сгорания и с топливными ячейками. И в обоих случаях водород хранится в специальных баллонах в сжиженном состоянии в виде окиси и является безопасным.
Первый двигатель по своей сути является обычным ДВС с газовым оборудованием, но вместо привычного метана (или пропанобутановой смеси) в нем используется окись водорода, которая смешивается с помощью специального диффузора с кислородом непосредственно перед сжиганием. Благодаря несущественным затратам по переоборудованию штатной системы топливоподачи автомобиля, эта технология также имеет коммерческий успех у ряда автомобильных компаний.
Другой тип водородного двигателя является электрическим и работает от энергии, полученной за счет химической реакции водорода и кислорода в топливных ячейках. Эта технология является обратным процессом электролиза и основана на том, что за счет смешивания водорода и кислорода при определенных условиях вырабатывается тепловая и электрическая энергия. Выброс от такого двигателя действительно нулевой, разве что из выхлопной трубы можно увидеть конденсат от нагрева топливных ячеек.
Именно такие двигатели были установлены на трех автомобилях Mercedes-Benz B-Класса с технологией F-cell (топливные ячейки), посетивших Казахстан в рамках автопробега, организованного концерном Daimler и приуроченного к 125-летию создания автомобиля.
Автопробег стартовал 30 января этого года в Штутгарте. Его маршрут проходил по четырем континентам и охватил такие страны, как Америка, Канада, Австралия и Китай. После посещения Китая участники пробега прибыли к нам, в Казахстан, и побывали в обеих столицах. Всего на дорогу ими планируется затратить 125 дней, после чего своим ходом возвратиться в Штутгарт.
В Алматы участники автопробега дали пресс-конференцию, на которой рассказали о проделанном пути, планах компании на будущее, а после предоставили алматинским журналистам возможность лично протестировать машины, что их весьма воодушевило!
Инженеры концерна Daimler уже несколько лет работают над технологией F-cell, и, судя по тому, что в ряде европейских стран подобный транспорт уже используется в качестве муниципального, значительно в этом преуспели. Конкурентное преимущество технологии состоит в том, что все компоненты установки гармонично вписываются в конструкцию машины и являются безопасными, при этом не уменьшается полезное пространство салона и багажного отделения.
Кроме этого, в отличие от гибридов эта технология вообще не использует нефтяные ресурсы и обладает потребительскими качествами, присущими обычным машинам. На одной заправке Mercedes-Benz B-Class проделывает около 400 километров пути, при этом мощность двигателя составляет 136 л. с., а максимальная скорость – 170 км/ч. По стоимости топлива используемая окись водорода немного дороже солярки но, как прогнозируют разработчики, при должном развитии технологии, ее цена может уменьшиться в разы.
Как поведали журналистам участники автопробега, концерн Daimler не намерен развивать собственную сеть водородных заправочных станций и рассчитывает, что этим займутся сторонние компании при поддержке властей. В этой связи хочется надеяться, что столь перспективная технология приживется и будет иметь успех, ведь если машины с установкой F-cell под капотом и впрямь так безопасны, как говорят о них создатели, то недостатков у них просто нет.
Текст: Эдуард Кричевский
Фотоматериал автора и Mercedes-Benz
Другие статьи по теме:
Американский ответ Bugatti
Образцовый маршрут
В Астраханской области пьяный полицейский задавил пожилого велосипедиста
Владельца маршрутки, которая сбила девочку в Абакане, лишили лицензии
Угнал машину и сдал на металл
Казахстан – Монголия
Чтобы дороги стали лучше
О порядке прохождения технического осмотра
В Саяногорске женщина подозревается в убийстве новорожденного
Граждане, проявите бдительность!
|