На Ростов уходили второпях — светлого времени суток оставалось от силы часа три, а километров впереди —450. Волновались не зря: именно этот отрезок оказался главным испытанием на водительскую прочность. Сотня километров — и наш сильно растянувшийся караван вязнет в стремительно густеющем потоке тяжелых грузовиков. Отчаянно коптящие КамАЗы, надрываясь, ползком волокут зерно в закрома Родины. Бампер к бамперу, без зазоров, по узкой холмистой двухполоске. 30 км/ч, 20 км/ч...
Ехать в таком темпе невыносимо, исход обгона непредсказуем — на встречной полосе все то же самое. То и дело из-за ползущих фур вылетают в лобовую отчаявшиеся легковушки — а разъезжаться негде, уходить некуда. Не езда, а ночной воздушный бой. Каждые пять минут броском вываливаешься на встречную, выкручивая мотор до хрипа, в клубах пыли и сизого чада умирающих камских дизелей пикируешь навстречу летящим в лоб встречным фарам — и просишь Бога о разрыве в бесконечной железно-брезентовой цепи ободранных бортов и грязных колес справа... Пронесло. Машины прибыли в ростовский отель глухой ночью, но целыми — не считая сколов на лобовых стеклах от мелких камней. Благополучно довел «Бенц-универсал» уже опытный «пробеговец» Паскаль, невредимыми домчались на А4 новички — Олег Баранов, Женька Федоров и Костя Федоров из Tequilajazzz. Когда смертельно уставший народ отужинал и потянулся спать, до подъема оставалось меньше четырех часов.
А командорский BMWХ5 прибыл и вовсе под утро — возня с пробитой покрышкой оставила замыкающий экипаж Анатольевичей — Александра и Игоря Кобенко — практически без сна.
Зато наутро нас тепло напутствовал ростовский мэр, эскорт ГАИ лихо вывел колонну из города, и от памятника Тачанке мы рванули на Краснодар, уже отчетливо ощущая горячее дыхание юга.
Владельцы дилерского центра Mercedes-Bens «СБСВ-Ключавто» в Горячем Ключе оказались настоящими фанатами немецкой марки.
На ее родине они разыскали и привезли в Россию родстер 190 B.
1956 г. выпуска, и на собственной же сервисной станции самым тщательным образом его отреставрировали. Пусть при жизни этой модели не выпало такого шумного успеха, как «старшему брату»
300 ББ, с мая 1955-го по февраль 1963-го успели построить 25 881 экземпляр, поэтому удалось найти довольно прилично сохранившуюся машину. Большинство деталей этого красивейшего автомобиля и его 4-цилиндрового 105-сильного двигателя — родные.
Ате, что восстановить не удалось, при содействии немецкого «Клуба любителей автостарины» были заказаны и изготовлены в Германии по оригинальным чертежам и технологиям. Работы над машиной, начиная от поиска техдокументации и заканчивая отладкой двигателя, заняли около года — разумеется, без отрыва от основного производства. Конечно, кое-какие мелочи еще остались — владельцы собираются снова перетянуть салон, завершить отделку багажника, навести окончательный глянец на мелкие аксессуары. Но в целом машина превосходна. Нам удалось даже поездить на ней! И понять, что это не только огромное удовольствие, но и труд, — понятия об автомобильном комфорте за 50 лет сильно изменились. За рулем честного железного автомобиля, управляет которым не электроника, а твои мускулы и рефлексы, чувствуешь себя собственным дедушкой. Из современных машин похожие ощущения может дать только УАЗ без тента — если не обращать внимания на дизайн и тряску...
На полпути до кубанской столицы трасса стала по-настоящему скоростной — широкой, гладкой и относительно свободной. О своих машинах мы узнали тут немало нового — например, Ford Mondeo 2,5 V6 в близких к предельным режимах на прямой обходит МВБ 220 Kompressor даже с работающим кондиционером — но выпивает свой 60-литровый бак за две с половиной сотни километров!
А запланированная пресс-истеб- лишмент-тусовка в Краснодаре сорвалась: после взрывов на автобусных остановках, случившихся за несколько дней до нашего приезда, город перешел на осадное положение. Пришлось по объездной сворачивать к побережью, навстречу привалу и горным серпантинам. В поселке Горячий
Ключ снова остановились под трехлучевой звездой — в дилерском центре «СБСВ-Ключавто», поразившем европейским уровнем архитектуры, оборудования и отделки: удивительно было обнаружить такое посреди раскаленной степи кавказских предгорий. Но уставший, невыспавшийся, перегретый караван уже охватило нетерпение—до цели осталось лишь около ЗБО км петляющей по горам асфальтовой ленты.
ЗБО км рваного ритма сплошных виражей, бросков-обгонов, резких — до заложенных ушей — наборов высоты и до холодка в животе стремительных ее потерь. Если под капотом не \/8, автомобилю с «автоматом» тут приходится туго. Спасти может только ручной режим управления коробкой — для быстрой езды в горах«типтроник» без преувеличения жизненно необходим! Но спасти от расстрела камнями лобовые стекла и противотуманные фары не может ничто. Щедро засыпанные гравием участки ремонта дороги на нашем пути встречались слишком регулярно.
А еще был пляж, ожоги от солнца и голубой гостиничный бассейн, возле которого за полночь приятно рассуждать о музыке, фото, автомобилях, кардиохирургии, подводных лодках, городах, королях и капусте — вместе с людьми, с которыми три дня назад не был знаком, два дня назад штурмовал ночную ростовскую трассу, а сегодня готов идти в разведку.
Так что же это такое — автопробег-2003? Для нас он был и остается единственной формой коллективного существования разумной автомобильной жизни. Дальше одно из двух: вы либо на колесах, либо на обочине. А с обочины, согласно Ильфу и Петрову, картина выглядит так: «Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Машины мягко скрипели, пробегая мимо поверженных ан- тилоповцев. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями. Искателям приключений остался только бензиновый хвост. И долго еще сидели они в траве, чихая и отряхиваясь.— Да, — сказал Остап,— теперь я и сам вижу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Вам не завидно, Балаганов? Мне завидно».
Поэтому мы давно сделали выбор, и через год снова отправимся в пробег. Единомышленников приглашаем. Зачем завидовать-то?
Мы с вами, уважаемые граждане, не европейцы и не азиаты, а евразийцы, хотите вы этого или нет. Россияне — жители страны «второго» мира и по своему статусу — к «золотому миллиарду» нас никак не причислишь, но и к малоразвитым странам нас пока не относят. На мой взгляд, и на том спасибо. Но главное отличие дорогих россиян от еще более «дорогих» немцев, французов и британцев — не цвет волос или форма носа, а особый, так называемый византийский менталитет. Многим, кстати, нравится: «у советских—собственная гордость». Но с точки зрения цивилизованного человека, нравы в нашем обществе — дикие и противоестественные, а поведение граждан — малопредсказуемое. Хотя привыкнуть и притереться можно.
За рулем сложнее — больше стрессов, рисков, да и более рельефно проявляются все нюансы человеческих взаимоотношений.
Но на фоне довольно безрадостной картины есть и оптимистические проблески. Не все соотечественники, покидая пределы отчизны, погружаются в отдых до полной потери пульса и ничего потом не помнят: некоторые мотают кое-что на ус. Не знаю, в какой степени заразителен хороший пример, но ответственно заявляю: за последнюю пятилетку уровень культуры на дорогах вырос. Хотя до идеала еще далеко, но если каждый день поливать, раз в неделю стричь, то через 300 лет и у нас будет ровный и красивый газон.
В германских ПДД есть особая, не всегда сразу осознаваемая формулировка — «корректная езда». Что это такое? Это езда, при которой вы уступаете дорогу другим водителям, хотя формально дорожный закон на вашей стороне, но вы опережаете ход событий на один шаг, чтобы не ставить себя и окружающих в неловкое положение. Причем для этого не нужно делать ничего особенного. Гораздо важнее НЕ ДЕЛАТЬ. А что именно — попробуем сформулировать.
|