Так как нам быть?
Обратимся к законам.
Советы:
На российском рынке на сегодняшний момент существует два основных вида тонирования.
Первый - тонировка напылением. На внутреннюю поверхность стекла наносится тонкий слой специального материала. Обычно это металлизированная смесь или полимер. Этот вид тонирования сейчас применяется достаточно редко. Единственный плюс такой тонировки - низкая стоимость. Минусы: недолговечность и легкая деформация при механическом воздействии.
Второй - тонировка при помощи самоклеющейся пленки. Этот способ является наиболее распространенным. На внутреннюю сторону стекла наносится пленка, предварительно вырезанная по лекалу. После высыхания пленка сливается со стеклом в единое целое. Минус этого вида в том, что ни одна тонировочная пленка не выдерживает химических растворителей, поэтому нужно быть осторожным при мойке.
Одной из разновидностей пленочного тонирования является арт-тонировка (авто-татуаж). На стекло наносится контурный рисунок из прозрачной пленки, а затем поверх него наклеивается тонировочная пленка. Внешний вид такой картинки действительно напоминает татуировку. При желании можно использовать не прозрачную, а цветную пленку и получить на стекле настоящее произведение искусства.
Так зачем же все больше и больше автовладельцев затемняют стекла своего автомобиля? Какие преимущества это дает?
Прежде всего, речь идет о стиле. автомобиль с тонированными стеклами выглядит намного привлекательнее автомобиля с обычными прозрачными. Мотив примерно такой же, как и при установке, например, литых дисков. Да, дорого. Да, затратно. Но зато как смотрится!
Во-вторых, тонировка придает солидности. Мы вряд ли сможем представить себе Бентли или Роллс-Ройс, который проглядывается насквозь как аквариум. Так выстраивается простой ассоциативный ряд: тонировка, дорогой автомобиль, богатство владельца.
Еще одна причина заключается в практичности. Затемненные стекла не позволят любопытным разглядывать сидящих внутри людей. А оставленные в салоне вещи не спровоцируют злоумышленника вскрыть машину на парковке. К тому же пленка не пропускает ультрафиолет, а значит, салон автомобиля не выгорит на солнце. И еще летом с тонировкой прохладнее.
Однако, как Вы понимаете, у тонированного автомобиля есть один большой минус. Темные стекла снижают видимость. А это может послужить причиной ДТП.
Так как нам быть?
Тонировка - это хорошо или плохо? И где граница между комфортом и риском?
Обратимся к законам.
В нашей стране тонировка стекол автомобиля регулируется несколькими законами и стандартами. Основной документ, которым руководствуются, в том числе и сотрудники ГИБДД, это ГОСТ. Этот документ содержит основные нормы тонирования для всех стекол транспортных средств. Так, этот ГОСТ допускает размещение в верхней части лобового стекла полосы для защиты от солнца шириной не более четырнадцати сантиметров. Боковые задние стекла автомобиля могут быть затонированы в любой цвет, и пленка может иметь любой процент светопропускания. То же самое относится и к заднему стеклу автомобиля, но с единственной оговоркой: машина должна быть оборудована боковыми зеркалами заднего обзора. Если таких зеркал нет, то тонировка заднего стекла автомобиля запрещена. Что касается боковых передних стекол, то их можно тонировать полностью, только при условии, что светопропускание тонировочной пленки составляет не менее семидесяти пяти процентов. На данный момент запрещен единственный вид пленочного тонирования: зеркальный. Также не допустима тонировка оптики автомобиля.
Тонировка автомобиля, проведенная с нарушением ГОСТа, конечно же, будет ограничивать видимость водителю. Такая машина может представлять опасность для всех участников движения: и пешеходов, и транспорта. Однако, проверить степень затонированности стекол может только Государственный Технический Инспектор. (рис.1)
Такая проверка может быть произведена исключительно на специальных площадках техосмотра, а также на стационарных постах дорожно-постовых служб. Проверка должна производиться специально предназначенным для этого прибором (проверенным и опломбированным). Среди таких: Блик, Люкс и др. В противном случае, результаты проверки будут незаконными.
Возникает вопрос. А как быть, если прибор отвечает всем требованиям закона и показал, что светопропускание не дотягивает до нормы?
Закон гласит: "Запрещается эксплуатация транспортного средства, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя".
Именно этим руководствуются сотрудники ГИБДД, когда предлагают автовладельцу немедленно сорвать тонировку - иначе дальнейшая эксплуатация ТС запрещена.
Однако общий закон не подлежит исполнению, если ему противоречит специальный.
Статья 12.5 КоАП говорит нам: "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей".
ПДД вторит: "Водитель обязан при возникновении таких неисправностей устранить их, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности".
Чем можно подтвердить невозможность устранения неисправности на месте? То есть что сказать инспектору, чтобы не срывать тонировку?
Все очень просто: "Съем пленки на месте может повредить само стекло, обшивку, пыльники. И на стекле обязательно останется клей. Следовательно, устранить эту неисправность на месте невозможно. Так что, отпустите меня, товарищ инспектор, до станции техобслуживания".
Согласно закону, может потребоваться "обеспечить меры предосторожности для дальнейшего движения". Это можно сделать, например, опустив стекла передних дверей. Все, вопрос решен. Однако, штраф в 100 рублей заплатить придется.(рис.2)
Если же инспектор все-таки изъявляет желание задержать автомобиль, ожидая предложения (заплатить штраф на месте), сообщите ему о том, что, согласно правилам дорожного движения, неисправности транспортных средств делятся на две группы. Первая включает в себя неисправности, при которых запрещается движение ТС. Вторая "неисправности, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, а не движение". Тонировка (нанесение покрытий на стекла, ухудшающих прозрачность стекол) входит в перечень второй группы.
Так что ни о каком задержании ТС или срывании пленки речи быть не может. Пусть выписывает штраф и отпускает.
Советы:
- Не тонируйте автомобили дешевыми пленками, купленными на базаре. Помимо их сомнительного качества, когда они начинают отклеиваться и пузыриться, они действительно мешают обзору водителя, а в ночное время делают стекла практически не просматриваемыми, превращая все то, что находится сбоку и сзади, в мертвую зону.
- Не тонируйте автомобили зеркальными пленками. Помимо того, что такая пленка, размещенная на заднем стекле автомобиля, в солнечный день доставляет много неудобств тем, кто едет сзади, она еще и попросту запрещена. Эта пленка предназначена для тонирования стекол зданий, а для автомобилей их применяют по желанию владельцев.
- Если инспектор намерен ключом повредить тонировку, немедленно включите камеру и произведите запись таких действий. Последующее обращение в суд и даже в вышестоящее УГИБДД позволит доказать незаконность действий инспектора и добиться выплаты компенсации за нанесенный материальный ущерб.
- Если на тонированном автомобиле вы решили выехать за границу, узнайте, какая ответственность предусмотрена за управление автомобилем с тонированными стеклами. Даже в ряде стран бывшего СССР вас не пустят дальше пограничного пункта.
Сергей Кузьмин
Руководитель представительства
Объединения "Автоюрист" в г. Екатеринбурге
avtourist.com
Художник-иллюстратор Михаил Свалов
Другие статьи по теме:
ДТП с участием детей
Клеймо лоха
Гастролеры-разбойники
Не согласен!? Отдай права!
Техосмотр по-новому!
«Хлебные места нашего города» 2
В Астраханской области пьяный полицейский задавил пожилого велосипедиста
Renault Zoe Preview
Зимняя блокада
Сына Астахова лишили прав на 1,5 года за пьяное ДТП на Тверской
|