Сегодня мы обсудим привлечение к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ за обгон в зоне действия знаков "опасные повороты". В приложении 1 к Правилам Дорожного Движения эти знаки имеют номера 1.11.1, 1.11.2, 1.12.1 и 1.12.2. Сразу оговоримся, что мы рассмотрим только сложные случаи, когда на дороге нет разметки. Если же присутствует сплошная линия 1.1, то все ясно, её пересечение запрещено. Не углубляясь в теорию, в таком случае можно в целом согласиться с существующей практикой и признать, что привлечение к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ за обгон, связанный с выездом на встречную полосу с пересечением сплошной линии разметки будет законным и обоснованным. Существует, правда, в том числе и в наших кругах, и другая точка зрения, согласно которой запрещающей разметки для привлечения по части 4 ст. 12.15 недостаточно, необходимо проверять, что обгон совершен в конце подъема или на других участках дорог с ограниченной видимостью, то есть что нарушены запреты, установленные пунктом 11.5 ПДД. Но её обсуждение выходит за рамки публицистики и является скорее предметом научного анализа. Поэтому и мы не будем углубляться в науку, а сосредоточимся больше на том, что может быть применено в реальных судебных процессах или при составлении административного протокола сотрудниками ДПС. Итак, ситуация. В районе 8 км Московского тракта при подъезде к торговому центру "Мега" водитель совершил обгон другого автомобиля на участке дороге, имеющем достаточно пологое закругление в левую сторону. Перед этим закруглением установлен знак 1.11.2 "Опасный поворот". За совершение данного маневра в отношении нашего водителя был составлен административный протокол. Формулировка нарушения звучала так: "Управляя транспортным средством на дороге с двухсторонним движением, имеющей две полосы, совершил обгон в зоне ограниченной видимости при наличии дорожного знака 1.11.2, чем нарушил пункт правил 11.5 ПДД." За совершение этого нарушение водитель может быть лишен права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. А теперь давайте попытаемся разобраться, правомерно ли составлен протокол. Для начала напомню, что пункт 11.5 ПДД (та его часть, которая вменяется нашему водителю) запрещает совершать обгон с выездом на встречную в конце подъема или на других участках дорог с ограниченной видимостью. Знак 1.11.2 "Опасный поворот" является предупреждающим и, согласно Правилам дорожного движения, информирует водителей о приближении к закруглению дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью. Таким образом, для ответа на вопрос о правомерности составления протокола, нужно установить, имеется ли на участке дороги, где совершался обгон, ограниченная видимость? Ключевым моментом здесь является определение понятия "ограниченная видимость". К слову нужно отметить, что бремя доказывания того факта, что видимость на участке дороги ограничена, лежит на должностном лице, составившем протокол, то есть на инспекторе ДПС. При отсутствии таких доказательств суд, в силу действия презумпции невиновности, должен исходить из того, что основанием установки знака является закругление малого радиуса.
Правила дорожного движения не содержат определения ограниченной видимости. Для уяснения содержания этого понятия можно пойти двумя путями. Первый из них заключается в обращении к правилам применения дорожных знаков, установленных Национальным стандартом ГОСТ Р 52289-2004. Из анализа таблицы, имеющейся в этом документе, можно прийти к выводу, что видимость зависит от скорости движения автомобиля. При скорости 60 км/ч она составляет 170 метров, а при скорости 90 км/ч - 300 метров. Но на наш взгляд правильным будет другой подход. Дело в том, что согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны руководствоваться требованиями Правил, дорожных знаков, разметки. Поэтому для ответа на вопрос, касающийся соблюдения ПДД, неправильно обращаться к вспомогательному нормативному акту, коим является ГОСТ. Ответ следует поискать в самих Правилах. И он там есть. Сформировавшаяся практика применения Правил и Кодекса РФ об Административных Правонарушениях исходит из того, что разворот также является выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (хотя это неправильно). За совершение запрещенного разворота, например, через двойную сплошную линию разметки, инспекторы ГИБДД составляют протоколы по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ. В пункте 8.11 ПДД указано, что разворот запрещен в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров. Иными словами Правила говорят: "Запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров". Именно такая цифра и будет являться критерием наличия или отсутствия ограниченной видимости и при обгоне.
Таким образом, при составлении протокола о совершении обгона в зоне действия предупреждающего знака 1.11.2, инспектор должен одновременно доказать, что видимость на этом участке дороги составляет менее 100 метров.
Николай Бескорский.
Руководитель Ассоциации Защиты Прав Водителей,
Другие статьи по теме:
Каждому свое!
В Абакане в гаражах нашли тело младенца
Найти за шестьдесят минут…
Глава Хакасии поручил разработать меры безопасности пешеходов после ДТП, в котором погиб ребенок
Обрушившиеся пролеты моста в Хакасии осложнят ледоход - МЧС
Национальное бедствие в региональных цифрах
Audi A-1: нужный всем!
Разбавленное топливо в Приморье
Операция "Чистое стекло"
Водитель маршрутки, сбившей насмерть ребенка в Хакасии, был опьянен
|