Тротуар (фр. trottoir, также устар., в петербургском диалекте сохранившийся синоним - панель) - пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.
Последний раз поправка в Кодекс об Административных Правонарушениях об увеличении штрафа за езду по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке вступила в силу 11 августа 2007 года. Тогда штраф вырос до 2000 руб. Такую меру ответственности предусматривает статья 12.15 п. 2 КоАП РФ. Тогда же и возникли первые разногласия между водителями и автоинспекторами. Что считать проездом, что просто парковкой, а что "вынужденной мерой". Любопытно, что документы, определяющие взаимоотношения водителя и инспектора весьма вольно трактуют само понятие тротуара. В частности, правила дорожного движения говорят, что "Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном". При этом правила не объясняют, как тротуар должен выглядеть. Хорошо, если газон есть. Но его может и не быть, и в большинстве случаев нет. Разметка, обозначающая край проезжей части дороги, также присутствует далеко не всегда. А если попробовать посмотреть в других документах? Каким должен быть тротуар, определяют, и то не полностью, строительные нормы и правила, в частности СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Тут уже есть конкретика: тротуар должен быть поднят на 15 см над уровнем проезжей части, а максимальная ширина пешеходной части тротуара не может быть более 4.5 м. Причем ограничение на движение по пешеходным зонам заложено еще в строительный норматив - 15-ти сантиметровое препятствие форсировать на легковой машине затруднительно и небезопасно для автомобиля: можно удариться о бордюр порогами, оторвать брызговики и т. д. Ведь величина дорожного просвета как раз и составляет около 15 см., а многих иномарок и того меньше. Логично предположить, что все то, что не удовлетворяет требованиям СНиПа, не может считаться тротуаром. К сожалению, эту логику придется доказывать в суде. Для инспектора ДПС важно только то, что написано в Правилах. Раз "примыкает" и пешеходы ходят - значит тротуар.
Второй "скользкий" вопрос: а что считать движением? Вот автомобиль, припаркован на пешеходной дорожке. Значит, водителю можно вменить нарушение сразу двух пунктов правил. 9.9 (прямо запрещающего движение по тротуарам и пешеходным дорожкам) или 12.1(накладывающего запрет на стоянку в этих зонах, если иное не предписывают дорожные знаки). Где пролегает граница между остановкой и движением? С точки зрения инспектора - раз машина оказалась на тротуаре, значит, двигалась по нему. Такая логика подкрепляется суммами штрафов. Ведь за неправильную парковку инспектор может оштрафовать максимум на 300 руб. И то, только если докажет, что такая парковка создала помехи для пешеходов. Зато проезд... Статья 12.15 КоАП гораздо "вкуснее": за движение по тротуару штраф уже 2000 руб. А если будут приняты поправки в кодекс, то за такой маневр водитель сам на полгода станет пешеходом. Если не "договориться" с инспектором на месте. А "лишенческий" характер статьи резко повышает сговорчивость.
С тем, что все непонятно согласны и в ДОБДД. В частности заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Кузин в одном из интервью говорил: "Четко назвать цифру, сколько метров можно проехать до остановки, заехав на обочину или тротуар, конечно, нельзя". А отсутствие четкого понимания, что можно, а что нет, дает возможность инспекторам весьма вольно трактовать характер правонарушения. А процедура обжалования, даже в досудебном порядке, требует от водителя немалого упорства и, что самое главное - времени.
Из моей практики могу сказать, что, рассматривая дела об административном правонарушении, должностные лица ГИБДД не утруждают себя сбором доказательств, а выносят незаконные постановления о наложении административного штрафа, отдавая на откуп суду доказывание факта нарушения (в случае обжалования). И в суде будет не все так просто. Процедура доказывания своей невиновности ляжет на плечи лица привлекаемого к административной ответственности, что в настоящее время стало уже правилом, а не исключением из принципа презумпции невиновности предусмотренной в ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Советую запастись терпением и в первую очередь получить квалифицированную помощь юриста.
Желаю всем безаварийной езды, и соблюдать Правила дорожного движения.
Юрий Хорьков
Ведущий специалист Центра юридической помощи "ЛАД"
Другие статьи по теме:
Трагедия на Мелитопольском шоссе
Лампы «МАЯК»: лучше видимость, выше безопасность
Mazda TAKERI: «Душа обретает плоть»
Гран-при Абу-даби и Бразилии
ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ
Автомобили продолжают «бомбить»
Происшествие в троллейбусе, или Жадность фраера...
Студенты Абакана выйдут на трассу
Гран-при Британии, Германии, Венгрии
ТРАНСФОРМЕРЫ: Infiniti Etherea
|