ЭХ, дорога...
Как журналисты чуть не утонули в одохранилище и при чем здесь "железная" магистраль
В кромешной темноте раздолбанный ПАЗик, под потолок забитый журналистами, их чемоданами и аппаратурой, летел с горки в какой-то водоем. Единичные маты переросли в матерную симфонию, когда автобус попытался забраться на крутой берег, да не смог и сел задом в реку под углом градусов 75. В воздухе запахло если не погребальной конторой, то уж точно отделением травматологии, а возможно, и реанимации.
Это был конец командировки в Туву, и, как я теперь понимаю, другого финала у этого путешествия быть не могло.
Обстоятельства, в которых происходила эта командировка, как-то не способствовали ничему хорошему. Пока мы ехали, на Туву обрушились события, которые открывали программы новостей и помещались на первые полосы газет – 6 июня произошло новое землетрясение, а через несколько часов стало известно, что на тушении лесного пожара погибло девять парашютистов, которых потом все же оказалось восемь. Трасса М-54 на подъезде к Буйбинскому перевалу выглядела, что называется, "война в Крыму – все в дыму". Позже дорогу все же закрыли из-за пожаров, но мы проскочили.
Поводом для этой командировки было открытие второго сезона международной археологической экспедиции Русского географического общества по спасению памятников, расположенных на пути строительства железной дороги в светлое будущее Тувы, дороги Кызыл – Курагино. Эксперты насчитали около 80 древнейших памятников – курганы, менгиры, скалы с петроглифами, которые нужно сохранить для потомков. Совершенно очевидно, что на такой фронт работы одних археологов не напасешься, и поэтому в помощь им со всего мира кликнули волонтеров – это студенты, молодые преподаватели. Для них в 30 километрах от Кызыла на берегу Ээрбекского водохранилища организован лагерь, туда-то мы и ехали.
Новости
На церемонии открытия заместитель главы Тувы господин Козлов рассказал о том, как нужна республике дорога Кызыл – Курагино, что она станет экономическим рывком – наконец-то можно будет создавать в республике предприятия по добыче многочисленных природных ресурсов, которые бессмысленно разрабатывать без "железки", просто потому, что их невозможно будет вывезти.
Но, как оказалось, многие жители Тувы не разделяют чаяний светской власти до такой степени, что считают эту дорогу проклятьем и причиной всех этих землетрясов, пожаров и потопов. Причем об этом мне говорили, в том числе, и люди весьма образованные.
Ноги подобных настроений растут из глубокой древности и традиций тувинцев, объяснила мне сотрудник кызылского музея (замечательный, кстати, музей, всем, кто еще не был, настоятельно советую). Оказывается, у тувинцев до сих пор не приветствуются любые манипуляции с землей из-за того, что это может потревожить духов, к которым люди относятся с величайшим уважением. По словам тех же музейщиков, в Туве и копали-то мало именно по этой причине. И тут нате вам – в прошлом году раскопки "отеческих гробов" приобрели промышленный масштаб, в республику понаехали археологи, и продолжаться будет это еще как минимум четыре года. Вполне укладываются в эту мистическую теорию и обещания ученых о том, что Туву будет трясти еще не один год.
Правительство Тувы, кстати, тоже не чурается божественной помощи, помните, как в один из буддийских праздников власти организовали обряд в эпицентре землетрясения. Но древние духи, похоже, плевали на весь буддизм, поскольку то ли на следующий день, то ли через день, сейчас уже не помню, шарахнуло февральское землетрясение.
После всех этих разговоров и рассуждений меня накрыл приступ мнительности, я стала вспоминать, как недобро смотрели местные жители на нашу делегацию, хоть косвенно, но причастную к "гробокопателям", и воображать, что они про нас думали. Самое неприятное, что последнее приключение в Туве сделало меня, ну, практически противником проекта Кызыл – Курагино.
Мы выезжали в Абакан ночью. Из лагеря до трассы М-54, где мы должны были пересесть в комфортабельный автобус, мог доставить только ПАЗ – больше ни на чем по тем ухабам не проедешь. Автобус приехал в 23.00, но тронулись в путь мы почти в полночь, поскольку собрать журналистов, которые все никак не могли распрощаться с волонтерами, было трудно. Водитель – пожилой тувинец, раз 20 спрашивал, все ли собрались и можно ли уже наконец ехать, но ответом ему было категоричное "нет". Когда все уселись, водитель стартовал с места как ракетоноситель. Возможно, дома ждал вкусный ужин или еще какие неотложные дела, но я почему-то склонялась к тому, что все его просто достали. И поехал он какой-то другой дорогой, где мы и сели в речку. Пришлось всем буквально выползать через переднюю дверь, потому что в заднюю уже заливалась вода. В гору автобус заехал с третьей попытки, мы выдохнули и снова в него набились, но оказалось, что самое страшное впереди. Впереди была дамба водохранилища – очень узкая и без всяких глупостей в виде ограждений. По этой дамбе автобус понесся с такой дикой скоростью, его так сильно кренило в воду, что народ перестал материться и начал молиться.
Мой сосед все удивлялся поведению водителя, и тут кто-то злобно сказал: "Вы бы еще часа три прособирались, вообще бы не доехали". Сосед мой задумался и сказал: "Я бы, конечно, так, как он, не сделал, но я его понимаю".
Я подумала, а ведь какая новость могла бы выйти, прямо не хуже землетрясений и несчастных парашютистов, брошенных на смерть ради спасения леса: "Автобус с журналистами утонул в Ээрбекском водохранилище в Туве, спасся только водитель".
Фото русского
географического общества
Дополнительно:
в двух словах
Ремонт на трассе М-54 "Енисей" временно приостановлен
РЕШЕНИЕ О ПОШЛИНАХ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРЕСМОТРЕНО
Сотрудники питерского метро "За Володю!"
Ограничения движения во Владивостоке на 4-9 мая
ПРОИСШЕСТВИЯ НЕДЕЛИ
Троих жителей Хакасии обвиняют в убийстве предпринимателя из Абакана
|