Сегодня мы с вами поговорим об особенностях управления автомобилем в темное время суток. Кому-то эта тема может показаться довольно банальной и абсолютно бесполезной. Уверяем вас: вы ошибаетесь, если так думаете. В темное время суток водитель видит менее половины из того, что мог бы увидеть днем, и, следовательно, вероятность попасть в ДТП ночью намного выше.
Свое зрение мы вряд ли сможем улучшить, зато головное освещение автомобиля – вполне. Некоторые водители меняют лампы только тогда, когда они перегорают - это неправильно. От долгого использования (лампы теряют свои качества, особенно головной светооптики) постепенно тускнеют, и невооруженным глазом это трудно заметить. Поэтому, возьмите за привычку менять их каждые 15 – 20 тысяч километров, (у ксенона свои, заводские требования к периодам замены). Также следует обратить внимание на рефлектор фары: следите за тем, чтобы он не потускнел и не потерся, а для этого чистить его самим не рекомендуется, лучше это доверить специалисту.
Стекла фар должны быть целыми и герметично приклеенными к рефлекторам, иначе загрязнения зеркала вам не избежать. Чистить стекла фар специальным раствором нужно регулярно, особенно, если вам часто приходится ездить в темное время суток. Специальный стеклоочиститель можно приобрести в любом магазине, торгующем автомобильной косметикой, но подойдет и обычный бытовой стеклоочиститель. Однако - это еще не всё, что следует держать в чистоте. Лобовое стекло - вот за чистотой чего вам нужно особенно тщательно следить, причем как снаружи, так и изнутри. Вспомним зимнее вождение: стекло сильно загрязняется изнутри, особенно, если водитель авто курит в салоне. Конденсат влаги, налет никотина и изморозь при включении отопителя высыхают на лобовом стекле и образуют налет, который ухудшает видимость и в яркий солнечный день, и при свете встречных фонарей ночью. Не поленитесь регулярно очищать стекла вашего автомобиля очистителем. Зимой лучше это делать, когда автомобиль прогреется.
Очень важно, чтобы дальний и ближний свет фар имел правильный угол. При этом необходимо учитывать загрузку автомобиля, иначе на загруженной машине ближний свет будет слепить встречные автомобили, а дальний - освещать верхушки деревьев, а не дорогу, поэтому при загрузке автомобиля необходимо отрегулировать свет фар, чтобы снизить напряжение при ночной езде.
Скорость движения следует выбирать, исходя из зоны видимости, которая составляет 30 – 40 м при ближнем свете фар и 80 – 100 м при дальнем.
Ни в коем случае нельзя слепить встречного водителя при разъездах. Во время сближения, когда вы все еще движетесь с дальним светом, постарайтесь слегка перевести свой взгляд на обочину, это поможет вам избежать ослепления и позволит хоть как-то контролировать дорогу. Если ослепление все же произошло, включите «аварийку» и съезжайте на обочину: лучше подождать, пока зрение придет в норму, чем ехать в неизвестность.
Момент разъезда после перехода на ближний свет фар наиболее опасен, так как между автомобилями остаётся отрезок плохо освещенной обочины дороги, на котором может находиться как пешеход, так и припаркованный автомобиль. Оба водителя могут заметить это слишком поздно, поэтому прижиматься слишком близко к правому краю проезжей части не рекомендуется. Лучше снизить скорость, и когда встречный автомобиль будет уже достаточно близко, а вам будет четко видна правая сторона дороги, можно прижаться к ней.
На холмистой дороге таких проблем не возникнет, так как силуэты случайных препятствий очень хорошо видны и встречный свет вас не слепит. Но тут возникает другая проблема – нужно успеть переключиться на ближний свет фар в момент «выныривания» встречного автомобиля из-за холма, чтобы не ослепить его водителя.
Для остановок и стоянок целесообразно использовать различные съезды, площадки и другие места вне дороги. Габаритные огни при этом ни в коем случае не выключайте. Открывать двери можно только в том случае, если вы убедились, что не создаете помехи встречному или попутному транспорту.
В ночное время по трассе очень удобно следовать за каким-либо автомобилем, но при этом вам необходимо постоянно контролировать дистанцию. При таком движении встречные машины меньше будут вас слепить и легче будет следить за дорогой. Препятствие на дороге легко определить по стоп-сигналам идущего впереди автомобиля. Только не слепите его через зеркала заднего вида своим дальним светом.
Советуем вам соблюдать несколько простых общепринятых правил:
* Фары автомобиля должны быть отрегулированы в соответствии с инструкцией завода изготовителя.
* Все внешние световые приборы должны быть чистыми и в рабочем состоянии.
* На освещенных участках дороги можно использовать только ближний свет фар.
* На темных участках дорог при отсутствии других машин (как встречных, так и попутных), водителей которых вы можете ослепить, следует включать дальний свет фар.
* По первому требованию водителя встречной машины надо переключать дальний свет фар на ближний, даже если расстояние до неё будет более 150 м.
* При встречном разъезде на узких дорогах, во избежание ослепления, следует «оторвать» взгляд от встречной машины, перевести его на дорогу ближе к своему автомобилю и одновременно постараться «зацепить» периферическим зрением обочину дороги.
* Особое внимание следует уделять темным участкам дорог, поскольку там, у тротуаров или на обочине, могут стоять машины с выключенными габаритными огнями.
* Если вы остановились на обочине или у тротуара без искусственного освещения, то должны, как минимум, оставить включенными габаритные огни своего автомобиля.
* При ослеплении вы должны моментально включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, тормозить вплоть до полной остановки или до полного восстановления зрения.
* Скорость движения должна быть такой, чтобы остановочный путь как в случае экстренного, так и в случае обычного торможения, заканчивался в видимой или освещенной зоне.
Надеемся, что всё вышесказанное пригодится вам при эксплуатации автомобиля. Главное, выезжая на ночную дорогу, ездите спокойно и внимательно, даже если у вас недостаточно опыта. В некоторых странах мира существует правило, гласящее, что начинающим водителям нельзя выезжать на дороги общего пользования в темное время суток. Задумайтесь над этим!
Текст: Зураб Бочорадзе
Фотоматериал: Honda, Mercedes-Benz
Другие статьи по теме:
Несмешные шутки
Начата проверка по факту гибели шушенского полицейского в ДТП с автозаком
ШТРАФЫ НА ДОРОГАХ
Жителя Красноярского края, убившего полицейского из Кызыла, будут судить в Хакасии
Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 июля 2012 г.
Lada Largus: Чем больше, тем лучше
Кто кота убивает, семь лет счастья не знает
Фильтрующий элемент - сердце фильтра
"Жигули" слетели с моста в Абакане. Водитель остался жив
Новые пошлины на иномарки примут в течение месяца
|