По роду своей деятельности мне часто приходится обслуживать автомобили, купленные с рук. После диагностирования двигателя и его систем водитель приходит в ужас - что он приобрел! Причем был проверен только двигатель, генератор, стартер, система зажигания, системы выпускного и впускного трактов. А если внимательно проверить кузов автомобиля, ходовую часть, рулевую и тормозную системы, трансмиссию, то.... Многие водители, купившие автомобиль утешают себя тем, что за покупку они выложили всего 20000, 30000, 40000 руб. Каждому я говорю: "Если бы вы сначала проверили покупку, то цену можно было бы снизить на 10000 - 15000руб".
Давайте посмотрим, на что нужно обратить внимание при покупке подержанного автомобиля. Начнем с отечественных автомобилей:
1. Чисто психологический момент. Вы подходите к продавцу, узнаете цену продажи и предлагаете съездить в автосервис для проверки автомобиля. Если продавец согласен, то выбранный автомобиль можно проверять. Если нет - уйдите от греха подальше и ищите свой автомобиль у другого продавца.
2. У выбранного вами автомобиля внимательно осмотрите кузов на следы повреждения и следов перекраски. Конечно, лучше бы взять с собой специалиста - кузовщика. Но если его нет, отогните резиновый уплотнитель лобового стекла и вы сразу поймете, перекрашивался кузов или нет. Можно попросить открыть капот двигателя, где сразу будет видно состояние краски на кузове снаружи и под капотом. Для продавца накладно, при покраске автомобиля, снимать двигатель, навесные агрегаты, электропроводку.
3. Для проверки ходовой части, тормозной и рулевой систем, достаточно заехать в ближайший пункт технического осмотра автомобилей, где за умеренную плату все перечисленные агрегаты будут тщательно проверены.
4. Все остальное нужно проверить в сертифицированном сервисе, имеющем необходимое оборудование. Экспресс - проверка двигателя при помощи газоанализатора позволит точно определить состояние двигателя по величинам содержания СН, СО, СО2 и О2. При содержании СН - 1000 и более единиц необходимо проверить компрессию двигателя, которая должна быть не менее 10 атм.(норма 13 атм). Если при проверке компрессии данные ушли за 15атм., необходим ремонт цилиндропоршневой группы. Если компрессия в пределах 8-10атм, а содержание углеводородов (СН) более 1000 единиц - возможен ремонт газораспределительного механизма или регулировка клапанного механизма. Если компрессия в пределах 5-7атм., необходим полный ремонт двигателя.
Повышенное содержание кислорода (О2) в пределах 5% и более говорит о негерметичности системы выпускного тракта, то есть необходима замена резонатора, основного глушителя, "штанов" или соединительных труб. Не герметичность впускного тракта характеризуется тем, что двигатель трясет.
Содержание окиси углерода (СО) более 3.5% в режиме холостого хода и более 2% в режиме 2500 об/мин говорит о неисправности системы питания. Попросите диагноста привести систему питания в порядок, так как часто бывает, что чистка и регулировка карбюратора не позволяют выйти на нормативные значения и карбюратор придется покупать новый.
5. Необходимо проверить герметичность системы охлаждения. Если замена патрубков не потребует больших вложений, то замена радиатора и помпы потребует значительных вложений капитала.
6. Попросите проверить состояние аккумуляторной батареи и генераторной установки. Коричневый электролит - замена аккумуляторной батареи. Отсутствие бортового напряжения (ниже 13.3В) при включенных потребителях (ближний свет и отопление салона) на частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин говорит о том, что необходим ремонт генератора (замена выпрямительного блока, возможно дополнительно щеточного узла с регулятором напряжения).
7. При пуске двигателя обратите внимание на работу стартера. Если двигатель заводится с нескольких попыток и при пуске слышны щелчки, ремонт стартера гарантирован (хотя возможно дополнительная трата на замок зажигания).
8. Обязательно попросите проверить правильность регулировки ближнего света фар. Если необходима регулировка, попросите ее сделать. Дело в том, что ближний свет может не отрегулироваться. Значит, автомобиль был в аварии (пусть даже незначительной) и вам придется обращаться к кузовщику по правке кузова, а это опять затраты. Так как при постановке на учет автомобилю придется проходить государственный технический осмотр, то при невозможности регулировки ближнего света фар техосмотр не пройти, пока не устраните эту неисправность.
9. Обратите внимание на выхлопные газы. Если выхлоп синего цвета возможны дополнительные затраты на замену маслоотражательных колпачков или маслосъемных колец поршней. Если выхлоп белого цвета возможны затраты на замену прокладки головки блока. Хуже, если двигатель был перегрет. Тогда ремонт головки блока обеспечен. Если выхлоп неровный (с прострелами), или неисправны свечи зажигания, или установлено очень раннее опережение зажигания, или зажаты клапана, опять затраты.
10. Теперь необходимо поднять автомобиль и внимательно осмотреть его снизу. Начните с поиска подтеканий. При подтекании рабочих тормозных цилиндров, главного тормозного цилиндра, рабочего цилиндра сцепления потребуется их замена. Наличие подтеков масла в задней или передней части двигателя говорит о необходимости замены заднего или переднего сальника коленчатого вала.
Внимательно осмотрите системы выпускного тракта - наличие черной копоти в местах соединения или сварки потребует замены этих деталей.
Тщательно (при помощи металлической щетки) проверьте состояние передней балки на наличие трещин и погнутости, состояние рычагов, рулевых тяг. Шаровых опор, салентблоков рычагов, состояние дисков, шин.
11. Последним моментом необходима проверка углов установки колес. Невозможность регулировки углов схождения, развала и кастера (продольно угла наклона шкворня) подскажет вам о необходимости дополнительных затрат на восстановление передней подвески автомобиля.
Как видите покупка подержанного автомобиля весьма хлопотное дело. По своему опыту знаю, что при покупке автомобиля за 40000 руб., как правило, приходится вложить примерно такую же сумму, чтобы можно было эксплуатировать автомобиль.
Если вы все же решились на покупку, то после узлов на постах технического осмотра, езжайте в сервис. Покажите эту статью и попросите проверить по ней автомобиль.
Проверка импортного автомобиля практически ничем не отличается от проверки отечественного автомобиля. Хотелось бы отметить следующее. Если вы найдете неисправности в импортном автомобиле, то хорошенько задумайтесь о затратах на восстановление, так как цены на запчасти и работу на их устранение нужно будет возводить в квадрат и более. Маленький пример: замена ремня ГРМ (газораспределительного механизма) автомобиля ВАЗ-2110 обойдется вам в 600 руб. (вместе со стоимостью ремня), то на импортном автомобиле 6000 - 8000руб