В чем причина непопулярности "упрощенки"?
Увеличат ли выплаты ущерба при упрощенном оформлении ДТП?
Глава комитета по финансовому рынку, Владислав Резник, вынес на рассмотрение Госдумы новый законопроект, согласно которому максимальная сумма выплаты ущерба при упрощенном оформлении ДТП может быть увеличена с 25 до 50 тысяч рублей. Новый законопроект призван не только повысить авторитет "европейского" протокола, но и решить ряд других проблем. В частности, более быстрое разрешение споров между участниками ДТП, что в свою очередь поможет избежать скопления машин на проезжей части.
За ущерб будут платить больше
Итак, Госдума рассматривает новый законопроект о повышении выплат ущерба с 25 до 50 тысяч рублей. По мнению чиновников, денежный стимул должен подхлестнуть участников ДТП разрешать конфликт на месте происшествия без вызова сотрудников ГИБДД по упрощенной схеме. Так как на данный момент такой схемой пользуются не более 4 процентов автовладельцев от общего числа участников ДТП.
Напомним, что упрощенная схема представляет собой оформление ДТП на месте происшествия без присутствия сотрудника ДПС, но при соблюдении конкретных условий. В частности, в столкновении не должно участвовать более двух автомобилей. В ДТП не должно быть пострадавших, а тем более погибших, то есть ущерб должен быть нанесен только автомобилю. При этом сумма ущерба не должна превышать 25 тысяч рублей. И последнее, оба участника столкновения должны быть согласны на упрощенное оформление протокола.
Теперь же предлагается увеличить сумму страховых выплат до 50 тысяч рублей, так как, по мнению самих чиновников, в 80 процентах случаев сумма ущерба превышает нынешний порог в 25 тысяч рублей. Сам инициатор идеи уверен, что с увеличением суммы, споры между участниками столкновений будут решаться быстро и по обоюдному согласию. Также чиновники надеются, что процент желающих воспользоваться упрощенной схемой в разы возрастет, когда они поймут, что это экономит время и деньги.
Кроме того, чиновники надеются, что новый законопроект поможет в борьбе с пробками. Сейчас при столкновении автомобилей автовладельцам приходится долгими часами ждать, когда на место происшествия прибудут инспекторы ГИБДД. Все это время автомобили находятся на проезжей части, что вызывает скопление других машин, которые едут по своим направлениям. Оформление же "европейского" протокола, надеются чиновники, поможет оперативно разрешать споры, что предотвратит появление заторов и пробок на дороге.
В чем причина непопулярности "упрощенки"?
Упрощенной схемой или "европейским" протоколом на деле пользуются всего лишь 4 процента от общего числа участников мелких ДТП. И причин здесь несколько. Во-первых, не всегда сами участники могут на глаз определить сумму ущерба, а значит, договориться между собой без вмешательства инспектора ДПС. Еще одна причина кроется в том, что сумма выплат ущерба практически во всех случаях мелких столкновений превышает 25 тысяч рублей, а значит, "упрощенка" здесь отпадает.
Во-вторых, многие автовладельцы боятся самостоятельно заполнять протоколы, так как даже малейшая ошибка может привести к тому, что страховые компании откажут в выплатах, как это часто бывает. Напомним, что участники мелких ДТП должны заполнить бланки согласно правилам обязательного страхования, в которых содержится вся информация о причиненном ущербе и обстоятельствах столкновения.
Кроме того, водители боятся, что при самостоятельной оценке повреждений они могут пропустить случаев "скрытого" ущерба. Такое случается, когда при внешне незначительных повреждениях автомобиля, после оформления протокола и разрешения конфликта, оказывается, что нанесенный ущерб намного больше оцененного. Стоит отметить, что особенно это касается дорогих иномарок, так как любой их ремонт встает автовладельцу в копеечку.
В-третьих, страховые компании при оформлении "упрощенки" находят массу отговорок, дабы не выплачивать страховую сумму, и автовладельцу приходится оплачивать ремонт автомобиля из собственного кармана. Да и что скрывать, большинство автовладельцев попросту не доверяют страховщикам, вот и предпочитают долгие часы разбирательств вместе с инспекторами ГИБДД, чтобы уже при выяснении обстоятельств со страховой компанией иметь хоть какой-то гарант.
И последнее, бывали случаи, когда неправильно оформленные документы, а также самостоятельное разрешение конфликта по упрощенной схеме расценивались сотрудниками ГИБДД, как оставление места ДТП. Абсурдно, но факт: участникам ДТП за это грозит до 15 суток ареста или лишение прав. К тому же, сейчас магистрали в крупных российских городах оборудуют камерами фотовидеофиксации, съемки с которых могут быть использованы как неоспоримые доказательства скрытия участников ДТП с места происшествия.
Увеличат ли выплаты ущерба при упрощенном оформлении ДТП?
Кроме самих авторов идеи и чиновников, законопроект также поддержали в ГИБДД. Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Московской области, Сергей Сергеев, считает, однако, что выплаты нужно увеличить до 100-200 тысяч рублей, так как даже порог в 50 тысяч недостаточен. Во-первых, по его словам, сумма ущерба всегда выше предлагаемого порога выплат. А во-вторых, чем заманчивее предложение, тем чаще на него спрос. Он также привел статистику, что ежедневно по Московской области сотрудники ДПС выезжают на протоколирование порядка 1 тысячи ДТП.
Лидеры автомобилистских движений согласны с тем, что оформление ДТП необходимо упрощать, а также увеличивать страховые выплаты. Также некоторые правозащитники считают, что в случаях с "упрощенкой" нужно заменить прибытие на место происшествия инспекторов ДПС страховыми агентами. По их мнению, сотрудники ГИБДД не нужны, если нет пострадавших, а вот страховые агенты, окажутся кстати.
Так делают в европейских странах. Отсутствие полиции на месте мелких столкновений для европейцев является нормой. На их месте всегда присутствуют страховые агенты. Сейчас уже такой порядок постепенно начинают вводить и у нас в стране, но пока это отдельные случаи. Некоторые страховые компании оказывают услуги по выезду на место происшествия собственных инспекторов.
Как оказалось, автовладельцы всех регионов страны единогласны в своем мнении. Так, водители Архангельской области считают, что с увеличением страховых выплат изменится ситуация с оформлением протокола по упрощенной схеме. Дело вовсе не в деньгах, а в привычке. Люди за столько лет привыкли дожидаться инспекторов ГИБДД для разрешения ДТП, каким бы мелким оно ни было. Все новое трудно приживается. Нельзя перенимать европейский опыт без учета национальных особенностей. Вот и получается, что недоверие людей оказывается выше собственного комфорта, хотя ни о каком комфорте речь не идет.
Некоторые эксперты полагают, что введение нового законопроекта в силу и увеличение порога страховых выплат приведет к повышению тарифов на обязательное страхование автогражданской ответственности. Ведь страховые компании никогда не бывают заинтересованы в выплате денег и становятся ярыми противниками любых улучшений жизни автовладельцев. Они находят тысячи уловок, чтобы сохранить свои деньги.
Поэтому участники даже самых мелких столкновений предпочитают дожидаться сотрудников ГИБДД. Исходя из этого, многие эксперты считают, что, даже не смотря на увеличение выплат по "упрощенке", "европейские" протоколы скоро совсем канут в лету из-за своего несовершенства.
С экспертами согласны и автовладельцы. Они считают, что 50 тысяч рублей не такая уж большая сумма, чтобы подвергать себя риску. Автовладельцы считают, что прежде, чем увеличивать порог страховых выплат, необходимо усовершенствовать порядок оформления упрощенной схемы протокола. Сейчас там очень много пробелов, которые играют на руку сотрудникам ГИБДД и страховым компаниям. Поэтому к "европейским" протоколам нет доверия со стороны водителей. Следовательно, считают автовладельцы, даже увеличение суммы страховых выплат до 100-200 тысяч рублей не приведет к желаемым результатам.
Однако, сами страховщики отрицают свое нежелание компенсировать ущерб. Они считают, что все дело в менталитете автовладельцев, которые не доверяют страховым компаниям. Страховые агенты предлагают ввести чтение специальных лекций в автошколах по вопросу об оформлении упрощенной схемы. Тогда, считают они, водители поймут суть системы и научатся доверять страховым компаниям.
К тому же, страховые агенты приводят случаи, когда знакомые автовладельцы специально устраивают мелкие столкновения с целью получения выгоды от страховщиков. Поэтому страховые агенты уверяют, что они также предпочитают, чтобы в разрешении конфликта принимал участие сотрудник ГИБДД.
Страховые выплаты при упрощенном оформлении ДТП, скорее всего, повысят, так как противников этому в числе государственных структур не оказалось. Интересен другой вопрос: поможет ли данная мера повысить доверие в "европейскому" протоколу.
Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Другие статьи по теме:
В Архангельске подожгли BMW 750 и Renault Logan
Внимание владельцам автомобилей с дизельными двигателями Common Rail
Ford Kuga – вседорожник на каждый день
Зимние покатушки
Наперегонки со смертью
Тест длиной в 5000 километров
AC Schnitzer: MINI Cooper Coupe
В районе Подсинего водитель "девятки" сбил велосипедиста
Спасло лишь чудо
Полицейский задержал преступника в Абакане, проехав несколько километров на капоте автомобиля
|