Не всегда суды являются нежелательными органами для автовладельцев. В России, как известно, существует две беды. Первую мы все знаем, и даже не будем браться ее решать. А вот вторая из них - дороги. Пожалуй, в нашей стране нет ни одного автолюбителя пусть даже с небольшим стажем вождения, которому не доводилось бы попадать в неожиданные колдобины на, казалось бы, ровном шоссе. Причем, многим приходилось затем оплачивать дорогостоящий ремонт стоек, помятых бамперов, шаровых, амортизаторов...
В общем, на пути автолюбителя может оказаться что угодно - яма, открытый люк, еще черт знает что. По статистике ГИБДД, почти каждое пятое ДТП происходит из-за ям на дорогах. Однако большинство из нас, угодив в яму, если машина продолжает ехать дальше, даже не остановится и не посмотрит, не повредил ли он свой любимый автомобиль. А зря. Сначала незаметная поломка может привести вас к трагедии уже на следующем повороте.
Слава Богу, есть в России закон, который сможет защитить наши интересы и наказать дорожных разгильдяев, которые подкинули нам такой неожиданный сюрприз.
Наши отношения с дорожниками будет регулировать ст. 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда". Вы поймете, что закон защищает вас почти со всех сторон. Виновный в ДТП (а в данном случае это дорожник, ремонтник, начальник, местный чиновник и т. д.) может выйти сухим из воды только в том случае, если докажет, что "вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами работы".
Ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожно-эксплуатационного управления и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам, и ответственность за несоответствующее состояние дорог предусмотрена действующим законодательством. Если покрытие дорожного полотна не соответствует нормативам, должны выставляться предупреждающие дорожные знаки. Ночью же или в условиях плохой видимости - заграждения с предупредительными сигнальными огнями.
В России действуют нормы, которые определяют максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т. д. Согласно ГОСТу 50597 - 93 г. они не должны превышать по длине - 15 см, по ширине - 80 см, по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Ну и совершенно понятно, что открытых люков и отсутствующих решеток на сливных ямах вообще быть не должно!
Примеры, когда автолюбители умудрялись в подобных случаях защитить свои интересы, мало, но они имеются. Главное, правильно себя вести в случае возникновения такого случая.
Итак, допустим, вам не повезло, и вы влетели в яму. Немедленно остановитесь, включите аварийные сигналы, выставьте знак аварийной остановки. Вызовите сотрудников ГАИ на место происшествия, чтобы зафиксировать факт ДТП. Обратите внимание сотрудников ГИБДД на размеры ямы, отсутствие предупреждающих знаков и ограждений. Вызовите аварийного комиссара, если у вас имеется страховка КАСКО.
Все мелочи должны быть зафиксированы в протоколе ГИБДД. Особое внимание обратите на повреждения, которые получила ваша машина и не забудьте, чтобы в протоколе была фраза: "Возможны скрытые повреждения". От сотрудников ГИБДД требуйте, чтобы все особенности дорожного покрытия также были занесены в протокол. Иначе в документах неожиданно в качестве причины ДТП может появиться надпись - не справился с управлением, и тогда в суде вы ничего не докажете. Берите фотоаппарат и фотографируйте все, что имеет отношение к ДТП. Это не позволит дорожникам уйти от ответственности.
Если в результате ДТП имеются ушибы, ссадины, кровоподтеки, немедленно обратитесь в медицинское учреждение и зафиксируйте весь причиненный здоровью вред.
После этого направляйте в адрес обслуживающей организации досудебное требование о добровольном возмещении ущерба. Если это не сработает, обращайтесь в суд. Закон на вашей стороне, и платить за разгильдяйство дорожников из своего кармана вам больше не придется.
Сергей Кузьмин
Руководитель представительства
Объединения "Автоюрист" в г. Екатеринбурге
Другие статьи по теме:
Водитель "Газели", сбивший девочку в Абакане, находился в состоянии наркотического опьянения — МВД
Изменения Кодекса РФ об административных правонарушениях
Движение автобусов по ул Катанова в Абакане изменяется в связи с ремонтом
Бердянец Борис Луцкий стоял у истоков автомобилестроения
Автостраховщики узнают обо всех авариях водителей
«Катушка» - не только зимняя забава…
Автокросс начало сезона
Итоги за I квартал
Происшествия недели
Спокойствие еды в тисках нефти
|