Субботние тренировочные заезды повергли спортсменов в уныние. Необычайно теплая погода испортила ледяную дорожку республиканского ипподрома настолько, что местами проглядывала земля. Особенно эго некстати для шипованной «обувки» боевых машин: с каждым кругом шипов в покрышках становилось меньше, да и на такой дороге они выглядели явным излишеством. Но что поделаешь,— в прошлом сезоне гонщики сами ратовали за них — и регламент принят.
В этот же день прошли квалификационные заезды, принесшие, в свою очередь, несколько сюрпризов. Первая неожиданность — лучшее контрольное время гонщика из московской областной команды Динамо-Эскорт Аркадия Кузнецова. Он впервые принимал участие в этой гонке, и такой прыти от него не ждали — ведь знают Аркадия как острого, но не очень стабильного раллиста.
Вторая неожиданность — победитель Гонки звезд'91 тольяттинец Николай Мезенцев не попал в основной состав, став первым запасным.
Третья неожиданность
— не сумели преодолеть квалификацию известные гонщики — тольяттинец Семен Барулин и курга- нец Юрий Макаров, а мастер спорта международного класса из Тольятти Владимир Бузланов стал вторым запасным с малопривлекательной перспективой остаться без единого старта.
В воскресенье соревнования открылись театрализованным шоу на банальную тему знаменитого автопробега из бессмертного романа Ильфа и Петрова. Тут уж организаторы — ижевская фирма Лоцман — расстарались вовсю. Даже зрители начали выказывать свое нетерпение: даешь гонки!
И они начались.
В первом заезде стартуют два фаворита — толь- яттинцы Борис Маслов и Омар Кахишвили. Первый из них дважды побеждал в Гонках звезд, второй — чемпион Рос- сии’93 по трековым гонкам. Рядом с ними на старте — ижевец Сергей Бал- дыков и пензенский гонщик Николай Конин. В предыдущей звездной гонке они заняли 6-е и 4-е места. Сильный раллисг из подмосковного Раменского Игорь Коновалов результатами на треке не блистал, а уж Кузнецова вообще прочили в аутсезй- деры.
Но первый же заезд пе
ревернул все с ног на голову. Хотя и стартовал Кахишвили мощно и напористо, но ничего не смог он противопоставить филигранной езде Коновалова. А дебютант гонки Кузнецов занял третье место, оставив позади и Маслова, и Конина.
Во втором заезде — мини-сенсация:рядом с
«восьмеркой» победителя 15-й Гонки звезд москвича Сергея Успенского на
старте встает маленький черный автомобиль, за рулем которого сидит один из сильнейших гонщиков страны — Владислав Штыков. Вот это невидаль: Opel Corsa на треке!
Этот автомобиль вполне соответствует всем параметрам 8 класса группы А: двигатель имеет объем 1600 куб. см, привод — на одну ось (переднюю). Разумеется, все узлы и агрегаты имеют омологацию FIA.
Свой первый заезд Штыков провел блестяще. Сразу со старта он умчался вперед метров на 70— 80, и остальным участникам заезда осталось лишь делить места со второго по шестое.
Та же картина повторилась и в следующем, третьем, заезде. Снова Штыков уехал от преследователей и без видимых трудностей заработал очередные 5 очков.
Но на самом деле проблемы у него возникли с первого же старта. Дело в том, что впрыском топлива в цилиндры опелевско- го двигателя «руководит» компьютер, и именно в нем произошло нечто, недоступное пониманию Владислава. Причем недоступное — в полном смысле этого слова. Английская фирма, подготовившая спортивный вари
ант Opel Corsa, опломбировала все важнейшие агрегаты и узлы — своего рода гарантия. Но вот незадача — что-то произошло с умным прибором,— иногда было видно, что машина Штыкова явно сбоит.
Уже потом, после гонки, Влад рассказал, что во время заездов ему постоянно приходилось выключать—включать зажигание, тем самым как бы приводя в чувство захандривший компьютер. Можно себе представить эту езду — всего две руки и... руль, «переключалка» передач, замок зажигания...
Однако мастерство есть мастерство: Штыков сумел приспособиться к необычным условиям и все свои шесть заездов выиграл. Он даже позволил себе изменить тактику борьбы: понимая, что соперники будут охотиться за ним сразу со старта и не желая рисковать новенькой машиной, он просто отпускал всех вперед; был случай, стартовал даже последним. Зато потом, когда групповые разборки заканчивались и соперники растягивались по дистанции, Влад «щелкал» их одного за другим и первым пересекал финиш.
Да, преимущество было неоспоримым. Таким, что многие зрители (да и гон
щики) отнесли его на счет заморского автомобиля... Вот уж с чем не могу в полной мере согласиться! Двигатель здесь имеет мощность около 135 л. с. — вполне сравнимую с мощностью вазовского «заряженного» мотора.
Теперь есть о чем задуматься тольяттинцам, не столько гонщикам, сколько руководителям заводского автоспорта. Многие годы монопольного положения на спортивных аренах страны привели к полнейшему застою. А если и создается что-то новое, например, «впрыск» или 16-клапанная гиловка двигателя, то это не доводится до серийного производства, и поэтому не может получить омологацию FIA.
Похоже, все участники смирились с неизбежной штыковской победой — и сосредоточились лишь на том, чтобы попасть в заветную шестерку, которая по условиям соревнований разыгрывает главные призы в трех суперфинальных заездах.
Неожиданно мощно начал гонку Коновалов. В первых двух своих заездах он получил максимум очков — 10. Затем несколько «сбавил обороты» и потерял в остальных четырех заездах 8 очков, хотя этого ему и хватило
для попадания в суперфинал.
Сергей Успенский побеждал в Гонках звезд 1991 и 1993 годов, и болельщики всегда ждут от него яркого выступления. На этот раз он начал гонку не очень резво, потеряв в своих первых двух заездах аж 5 очков. Зато в остальных четырех — два первых и два вторых места — и участие в суперфинале обеспечено.
Волжский автозавод, как всегда, делегировал на самую престижную гонку сильнейшую команду: Виктор Малюшитский и Ренас Мухаметзянов были серебряными призерами прежних «звездных войн», Борис Маслов и Юрий Боровиков побеждали в них. И что же? Лишь один Боровиков сумел пробиться в суперфинал. Всех остальных преследовали сплошные неудачи — словно какая-то болезнь поразила команду. Даже Мезенцев, бывший (вы помните?) запасным, выйдя шесть раз на старт вместо выбывших участников, не сумел набрать больше 13 очков и остался «за бортом» финальных сражений.
Немного скрасил тотальный проигрыш вазов- цев их земляк Владимир Бузланов, который заме
нил в последнем 16-м заезде выбывшего участника, и выиграл этот заезд.
В прошлом году молодой ижевский гонщик Сергей Балдыков стартовал в суперфинале юбилейной 15-й Гонки звезд и занял в итоге все же почетное, шестое место. На этот раз он снова пробился в шестерку лучших, так же как и пензенский спортсмен Николай Конин.
Как вы догадываетесь, Владислав Штыков победил во всех трех заездах суперфинала — такого результата не добивался ни один гонщик за всю историю этих соревнований.
Крайне неудачно закончил заезды Балдыков — во всех трех он не заработал ни очка. К слову, перед гонкой я искренне порадовался за Сергея, увидев его новенький VW—«техничку». Хотелось бы надеяться, что мощный спонсор ижевского спортсмена — концерн Газпром
—найдет возможность приобрести для своего гонщика и новый боевой автомобиль.
Без прежнего блеска провел все три заезда Юрий Боровиков. В итоге
—3 очка и только пятое место. А жаль.
Пожалуй, «в свою силу» выступил в суперфинале
Николай Конин — 7 очков, четвертое место. Такой же результат у него был ив 15-й Гонке звезд.
Одинаковое количество очков — по 10 — набрали Сергей Успенский и Игорь Коновалов. В такой ситуации регламентом гонки предусмотрен перезаезд. По-моему, больше всех этому обрадовались зрители. До последнего круга в этом заезде впереди был Коновалов. Было видно, что Успенский отчаянно пытается его догнать и обойти. На входе в последний поворот Сергей идет ва-банк — ударяет передним бампером в заднюю часть машины Игоря. Не сильно, чуть-чуть. Но машину Коновалова несколько раз разворачивает, она цепляется за снежный бруствер, почти останавливается. А в это время Успенский мчится к фи
нишу — и становится серебряным призером гонки. У соперника — третье место.
Все эти «сомнительные» события видели многочисленные зрители, видел и руководитель гонки (главный судья) Борис Блохин. Кстати, спустя несколько минут он просмотрел этот эпизод в ви-1 деозаписи — благо телевидение снимало ход гонки. Решение было твердым: в действиях Сергея не было никакого «криминала», точнее говоря, нарушений правил.
Вот так и закончился I этап Гонки звезд За рулем —СашеГ94.
Владислав Штыков уселся за руль выигранного автомобиля Орбита ИЖ-2126, остальные призеры с трудом погрузили в «технички» многочисленные призы, учрежденные организаторами:редак
цией журнала За рулем, фирмой R.J. Reynolds International S.A. (производящей сигареты Camel), фирмой Лоцман и Раменским грузовым предприятием, а также спонсорами:фирмами Formula,
ИЖ Кредобанк, Арсенал, Техника и другими.
Соревнования были хорошо организованы и это позволяет надеяться, что Ижевск станет постоянной ареной звездной гонки.
А для любителей автоспорта сообщаем, что 11 этап Гонки звезд Зарулем—СатеГ94
пройдет 13 февраля на республиканском ипподроме в подмосковном городе Раменское.
Там и определится, какая из «звезд» — самая яркая.
|