Процесс жизнеобеспечения нашей небольшой группы, затерянной в далеком ущелье, как оказалось, полностью зависел от четырехколесного вездехода Land Rover, Каждое утро на нем за водой — «своя» речка пересохлаа ближайшая «питьевая» в четырех километрах от лагеря. Land загоняется задницей почти в дом, понятие «дорога» в тех местах весьма относительное.
Собственно, ее нет. За дровами — тоже на машине. Леса на ближайших склонах очень мало. Разновидность дерева одна — невысокая алтайская лиственница. Ближайший лесок, в котором есть сухие деревья, — пять километров. Срубили пять сухих стволов, обрубили сучья, опоясали веревкой, привязали хлысты к машине и волоком потащили. Зрелище еще то, и очень жалко, что я не смог все это сфотографировать.
Land Rover, за которым волочится связка бревнышек, выглядит весьма живописно. Но выбирать не приходилось —либо фотографируй ботяни. Ни один походе горы без «Ленд Ровера» не обходится. Каждое утро группа экскурсантов -следопытов под руководством одного из боле опытных товарищей, упаковав в фольгу еду на обед, грузится в машины —по пять человек в каждой — и выдвигается к определенному заранее месту. Эта полтора-два часа езды по долинам и ущельям при почти полном отсутствии дорог, за исключением -периодической колеи. По на место, люди оставляют машины внизу и выдвигается «наверх» сроком на весь день. А ближе к вечеру спускаются с пор, садятся в машины и едут в базовый лагерь.
Так вот, колея часто обрывается на самом неожиданном месте, и тогда «Ленд Ровер» продолжает свой путь прямо по руслам и более или менее доступным берегам рек. Все это не для слабонервных новичков. Скажу честно, поначалу бывало страшновато — ведь не знаешь, что там у речки на дне. По журналистским делам часто приходилось слышать от джипе- ров выражение «в боевой обстановке». Так вот, на Алтае «Дефен- дер» работает не просто «в боевой обстановке», а прямо «на линии фронта», где от него, по большому счету, зависит жизнь людей. Звучит несколько пафосно, но, черт возьми, в конечном счете так оно и есть! Не будь действующей и надежной машины, как добираться до ближайшего жилья, до которого два дня ходу на товарно-почтовых муфлонах? Местные жители по степи и горам, конечно, передвигаются на «уазиках». Бесспорно, этот автомобиль обладает потрясающими возможностями, он доступен как по ценам, так и в обслуживании, прост и неприхотлив, как табуретка. Мало того, ему вполне под силу выполнять такую же работу, какую выполняет «Дефендер». Но! Отсутствие гидроусилителя руля, подрессоренная «телега», неудобные сиденья и мелкие многочисленные поломки превращают поездку на «уазике» по жестокому бездорожью в тяжелую физическую работу.
Мы, конечно, говорим сейчас о базовом «уазике». Именно в его цене прелесть, и именно его можно хоть и с большими геморроями, но починить на месте. «Можно починить на месте» — что может быть привычнее! Но, братцы, почему автомобиль обязательно должен ломаться? К тому же владелец того же «навернутого» изделия Ульяновского автозавода при поломке столкнется с теми же трудностями, что и владелец иностранного внедорожника. Поэтому те из местных жителей, кто может себе позволить нечто подороже, используют в горах «Ниссаны Патрули» и «Ленд Крузеры». Со всем этим было очень обидно, когда мудрый кош-агачский аксакал медленно обошел наш LandRoverкругом, поцокал языком, покачал головой и сказал: «Дизель! Хорошая, однако, машина! Японский?
—Нет, английская». «Английский? — аксакальскому удивлению не было предела. — Зачем английский, когда надо японский!». Обидно. При том, что в Кош-Агаче, последнем большом населенном пункте, встречаются совсем не бедные скотоводы, в гаражах которых по три-четыре машины на все случаи жизни. То есть они бы вполне могли себе позволить новый Defender. И при этом не могли бы себе позволить новый Patrolили Land Cruiser — они в два раза дороже. А ближайший дилер LandRover, компания «Автоленд», находится аж в Новосибирске, за тысячу с лишним километров от Алтайских гор. Отсутствие полноценного дилерского центра LandRover, скажем, в Горно-Алтайске или хотя бы в Бийске — существенный просчет и безусловная потеря большого рынка. Ну да ладно. Просто стало обидно за нужный и, как показала практика, вполне надежный автомобиль.
Напоследок об экспедиции. Вообще-то ко всем экологическим западным проектам и прочим штучкам вроде вселенского спасения китов и отмывания бискайских крачек от нефти мало кто в России относится серьезно. Потому что не могут подобные проекты осуществляться бескорыстно, кто-то на них должен, пардон, наживать деньги! И ведь наживают! Однако не все так просто. Возьмем, к примеру, некоего образованного и предприимчивого бублика по имени... то ли Расмусе, то ли Реттиус — все время забываю... А! Вспомнил — Маттиас! Директор, заметьте, некоммерческой организации под названием «Биосфера». Похоже, что он вхож в кулуары Международной Организации Охраны Животных — помните их символ с медвежонком пандой?
От этой организации он получает «добро» на подобные «изучения» и «сохранения», ангажирует в определенное место вроде Алтая именитого достойного и уважаемого ученого-практика типа Тессы Мак-Грегор и создает ей условия: за счет LandRover'aобеспечивает транспортом, при помощи новосибирской туристической компании «Си- бальп» — местом дислокации, хозяйственниками и просто специалистами, при помощи германской фирмы OlympiaReisen — визой. А дальше дает в Интернете рекламу для поборников звериного счастья на земле. И поборники косяками валят мешать Тессе заниматься наукой. Но главное — вот они, потекли живые бабки. И таких проектов у пряника по имени Маттиас по миру четыре штуки. Как вы считаете, может ли быть дешевым проект по подсчету и сохранению очередных китов на Азорских островах? Фешенебельная курортная зона! Нет, конечно. Но вот в чем парадокс, граждане. Как бы мы здесь не считали чужие деньги, как бы не язвили по поводу сомнительной некоммерческой деятельности подобных хлебобулочных личностей, но плюсов от этой деятельности выгорает больше, нежели минусов. Хоть объязвись! Первое — наконец-то хоть кто-то сунул любопытное рыло в российскую глубинку, хоть как-то вспомнил про нашего разнесчастного барса и забрался-таки, наконец, в сиротливые горы. Если нашим до этого дела совсем нет, так пусть хоть англичане поинтересуются и попробуют устроить там вожделенный заповедник. Второе — любопытные англичане расскажут миру, что такое Горный Алтай, что никакие чахоточные Альпы просто рядом с ним не стояли. Третье — маттиасова экспедиция обеспечивает заработок турфирме «Сибальп» и нашим ученым и студентам. И четвертое, для меня самое главное, — позволяет удивить местных жителей возможностями автомобиля Land Rover. Так что, уважаемый Маттиас! Зарабатывай на своих туристах, чтоб ты был здоров, зарабатывай! Привози к нам пятую группу за деньги, мы не считаем! Дело-то благое, мы ж понимаем. Барс все-таки, а не какая-нибудь там бискайская крачка.
|