Русская армия столкнулась с применением автотранспортных средств противником еще в Крымскую войну 1853-56 годов. Там, в Крыму, русские солдаты видели, как англичане подвозили своим солдатам боеприпасы на сухопутных безрельсовых «пароходах».
Английская артиллерия быстро получала снаряды, солдаты - продовольствие и амуницию. С нашей стороны противопоставить такому снабжению было нечего. Русским генералам гораздо проще было рассчитывать на солдатскую выносливость - дотопает, мол, служивый, куда прикажут, а все необходимое и на лошадках можно доставить. Везти солдата на каких-то машинах (англичане и это практиковали) - совсем уж несусветная, мало того - вредная, блажь.
Таких «мыслителей» среди генералов русской армии было большинство. О механизации армии они думали очень неохотно, если вообще думали.
Потребовалось два десятилетия отчаянной борьбы офицеров отдела военных сообщений Генерального штаба, чтобы в 1876 году создать отдельную роту паровых самоходов при железнодорожных войсках. Это была очень важная победа. Во время русско-турецкой кампании 1877- 78 гг. двенадцать дорожных пароходов выполнили большой объем перевозок для Дунайской армии.
Кажется, успех использования новых транспортных средств был очевиден и достоин не только изучения, но и развития. Однако вскоре о нем успешно забыли.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов наши войска все еще не имели автомобильной техники. Газеты мира преподнесли однажды как сенсацию то, что главнокомандующий русской армии в Маньчжурии генерал Куропаткин на моторной коляске объехал растянувшиеся на 20 верст русские позиции. Сам же Куропаткин хотя и выразил пожелание приобрести для армии два десятка автомобилей, однако оно так и осталось невыполненным.
Вскоре война закончилась позорным поражением России.
В европейских армиях (особенно широко - во французской) с конца прошлого века уже вовсю действовали автомобильные службы. Число моторных экипажей достигало там нескольких сотен.
В русских же войсках количество механических тележек можно было перечесть по пальцам. Чему удивляться? Армия отражала общий уровень механизации страны. На всю Россию-матушку насчитывалось менее десятка тысяч автомобилей - это были, по преимуществу, заграничные машины разных марок.
Причин такого бедственного положения слишком много, но все они сводятся к одной, главной: правящие круги государства не были заинтересованы в создании отечественного автомобилестроения. Разве не об этом говорит установление сверхвысоких таможенных тарифов на материалы, необходимые для производства машин, и сверхнизких - на ввоз готовых автомобилей? А запрет правительства покупать для казенных предприятий автомобили российского производства?..
Лишь в мае 19Ю года дело сдвинулось с мертвой точки: сторонники механизации российской армии выхлопотали высочайшее позволение сформировать в Петербурге Первую учебную автомобильную роту.
2 августа 1910 года командиром роты был назначен Петр Иванович Секретев - грамотный, дальновидный, заслуженный офицер.
Личный состав формировался из числа офицеров, унтер-офицеров и нижних чинов Первой железнодорожной бригады, расположенной в Барановичах. Эта же бригада предоставила необходимое количество автомобильной техники. Курсантов рота получала из железнодорожных войск, а позднее - из других частей и соединений русской армии.
Основной задачей подразделения была подготовка квалифицированных военных водителей и ремонтников подвижного состава.
Учебному подразделению отвели место на Семеновском плацу и по Зверинскому проезду (ныне Подъездному переулку), что у Царскосельского (Витебского) вокзала. Здесь начали возводить казармы для размещения 15 тысяч курсантов и нескольких сотен человек постоянного состава, мастерские и гаражи.
Еще не было ни казарм, ни гаражей, ни мастерских, а ротный командир уже начал подготовку неофициального испытательного пробега с участием курсантов. Капитан Секретев пошел наперекор мнению многих генералов Генштаба, настаивавших на ограничении места испытаний... пределами Семеновского плаца. Упорства боевому офицеру было не занимать, но, добившись царского разрешения на проведение пробега, он нажил себе немало врагов среди консервативного генералитета.
В июне 19П года первый в истории России испытательный пробег грузовых и санитарных автомобилей стартовал с Семеновского плаца. В колонне шли и четыре легковые машины: «Адлер», дотянувший только до Москвы, «Опель», «Руссо- Балт» и «Лаурин-Клемент», прошедшие всю трассу - от Петербурга до Москвы и обратно.
21 июля машины вернулись в Петербург Однако Секретев, к тому времени уже подполковник, не был удовлетворен качеством испытаний - трасса проходила по сравнительно хорошей дороге. Поэтому уже 25 июля, после небольшого отдыха и проверки автомобилей, та же колонна, но без легковых машин, ушла из столицы на Нарву, Ревель (Таллин) и іугенберг. На дорогах Эстляндии и Лифляндии было достаточно труднопроходимых участков, укрепивших мастерство шоферов и позволивших всерьез проверить технику.
Это лишь одна цель испытательного пробега. Вторая, которую Секретев старался не афишировать, - поиск автомобилей, пригодных для российских условий бездорожья и нелегкого климата.
После завершения пробега - 27 июля - его участники были уведомлены, что на следующий день в Петергофе все они будут приняты государем, который пожелал выразить свое удовлетворение итогами испытаний. Николай II казвдого наградил по-царски: участников пробега - серебряным рублем, подполковника Секретева - рублем золотым.
Ш-й стал годом торжества российского автомобилестроения. Накануне нового года, в рамках мирового «звездного» ралли, из Петербурга в Монако отправился двухместный спортивный «Руссо-Балт С-24-55». Экипажу - А.Нагелю и его помощнику В.Михайлову - предстоял огромный путь до Лазурного берега Средиземного моря - через Прибалтику, Германию, Восточную Францию. Претендентов на первый приз - более семидесяти.
Российский автомобиль не только прошел 3500 километров без по-
ломок, но и оставил далеко позади всех соперников - ближайшего обогнал на шесть часов!
В мае-июне состоялся первый официальный «Испытательный пробег легковых автомобилей военного ведомства» - так он именовался в документах. На самом деле в нем участвовало 43 автомобиля из 19 стран.
От России было 22 машины. Учебной роте принадлежали девятнадцать из них, в том числе один «Руссо- Балт» (производства Автомобильного отдела рижского Русско-Балтийского вагоностроительного завода). Еще два «Руссо-Балта» выставили штатские организации, и один был задействован как служебный.
Машины прошли 3035 км от Петербурга на Псков, Вильно (Вильнюс), Барановичи, Минск, Смоленск, Москву и уже отсюда - на Петербург. Более трети пути - по проселкам, практически бездорожью.
В ходе пробега не разыгрывались призы. Главный приз - необъятный российский рынок сбыта автомобильной техники, за который начиналась отчаянная борьба. «Рус- со-Балты» были вынуждены вступить в эту негласную баталию, и оказались одними из лучших По пяти «Рус- со-Балтам» зафиксировано всего четыре неисправности: лопнувший ремень вентилятора (два случая), сломавшиеся дверная петля и рессорный хомутик Такой выносливостью не могла похвастать почти ни одна автомашина, исключая «Форды» и «Уайты».
Чуть позже два «Руссо-Балта» (один вел А. Нагель, другой - Н. Ефрон) во втором международном ралли прошли более 4500 км от Москвы через Петербург, Германию, Францию и финишировали на берегу Бискайского залива. Среди 107 участников русские автомобили заняли второе и третье места и завоевали первый приз за преодоление самой длинной дистанции ралли. Миру было доказано: Россия может строить добротные автомобили. Стал очевидным и ответ на вопрос, какой автомобиль наиболее пригоден для российской армии: российский!
Своеобразное представление о том, как шло становление первой военной автошколы, дает сохранившийся в архивах отчет об испытании грузовых автомобилей, организованном военным ведомством в 1912 г.
Испытание грузовых автомобилей будет производиться, читаем в документе, с целью определения при условиях русских шоссейных дорог прочности конструкции грузовиков в отношении механизмов и остова, а также горючего материала и пригодности грузовиков к движению в колонне на дистанции около 80 шагов один от другого... По окончании намеченного пробега и выяснении результатов испытаний могут быть приобретены из числа участвующих на конкурсе около 30-38 лучших грузовиков... признанных... пригодными для целей Военного Ведомства.
Подготовительные работы были начаты Секретевым и его подчиненными тотчас по получении принципиального согласия на проведение испытаний «Его Высокопревосходительства Господина Военного Министра». Маршрут пробега: Санкт-Петербург - Малоярославец - Брянск - Орел - Тула - Москва - Санкт-Петербург, 2491 км. Время было выбрано осеннее, «чтобы иметь возможность произвести испытания при низкой температуре и в дождливую погоду». Рекогносцировку пути повели офицеры учебной автомобильной роты - штабс-капитаны Тапилин и Фюстер.
За три дня до начала пробега все прибывшие автомобили были распределены по взводам - их, для удобства управления и контроля за большим количеством машин, было сформировано четыре, - и командиры взводов (офицеры роты) начали приемку техники и проверку данных, указанных в спецификациях.
75 машин - легковых, грузовых (плюс омнибус и санитарный автомобиль) - были 18 сентября готовы к началу пробега, а 19-го отправились в 24-дневный марафон по России. Участниками испытаний стали десять офицеров и шестьдесят нижних чинов Первой учебной автороты. Опыт, приобретенный ими, был поистине бесценным: они получили - причем не со стороны - представление о том, как ведет себя техника лучших в то время автомобильных фирм в условиях российского беспутья. Они шлифовали профессиональные навыки, они проверяли себя - собственные силы и умение.
Что же касается стратегической цели военного ведомства, то вот цитата из заключительной части отчета: «..Директоры иностранных фирм, ознакомившись с нашими дорогами, заявляли, что пробег дал им ценные указания относительно тех специальных особенностей, которыми должна обладать машина, предназначенная для работы в России...»
И еще: «..До настоящего времени в Учебную Автомобильную роту поступают в огромном количестве запросы от земских управ, железных дорог, разного рода казенных и частных учреждений и лиц о наилучших шинах грузовиков, о стоимости эксплуатации и т.п., что указывает на значительно усилившийся интерес к автомобильному делу».
Учебная автомобильная рота с 1912 года до начала первой мировой войны успела подготовить более 300 тысяч квалифицированных водителей и ремонтников, что полностью покрывало потребности армии.
Это было начало славного пути первой русской автомобильной воинской части, которая выполнила возложенные на нее нелегкие задачи - во благо Отечеству.
|